- Бива
- Гитары Ibanez и Steve Vai
- Хитирик
- Подземная мелодия
- Японская дудочка
- Родственник гобоя
- Самый знаменитый
- Korn, Джо Сатриани, Стив Вай и Матцухиро Хошино
- Кото
- Сякухати
- Особенности
- История происхождения
- Суйкинкуцу
- Сямисен
- Не просто музыка
- Необычная красота
- Новый рынок и новый уровень ответственности для Ibanez
- Интересные факты
- Устройство инструмента
- Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство
- Техника игры на сямисэне
- Использование в современной музыке
- Почти гусли
- Обзор видов
- Ударные
- Духовые
- Струнные
Бива
Бива (琵琶) — японский национальный инструмент. Термин бива обозначает серию японских музыкальных инструментов из семейства лютневых. В Японии издавна распространены две разновидности бива — гакубива и гогенбива (упоминаются в письменных источниках с 8 века.
Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и наклоненной назад головой, снабженной четырьмя колышками для настройки четырех шелковых струн. Настройка соответствует шести режимам японской классической музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи медиатора (18 см), для защиты деки от ударов медиатора на его центральную часть наклеена широкая кожаная лента, обычно черного цвета.
Позже возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хейкебива, сацумабива), используемых для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных легенд. В 19 веке появилась последняя разновидность этого вида инструментов — чикузенбива.
Гитары Ibanez и Steve Vai
Позже тот же музыкант расскажет: «В тот момент, когда я впервые пошел на концерт с Ротом, моя жизнь изменилась. И я это прекрасно понимал, и понимаю сейчас — я был, по сути, последователем Эдди, я многое взял из его техники, мы во многом были похожи. Я очень серьезно отнесся к своей новой роли, много внимания уделял гитаре, на которой играл — но в те годы я был уверен, что никто не сможет сделать именно тот инструмент, который я хочу для себя».
Кстати, Вай сам пытался сделать себе идеальный инструмент: «Я оставил зеленое трусливое тело
Charvel I разбился. Немного углубив декольте, я убедился, что гриф соединяется с декой в районе 17-го лада. Это было необходимо, потому что вы знаете, какие у меня большие руки и пальцы. Я также установил другую систему тремоло — мне никогда не нравилось нажимать на рычаг, чтобы понизить высоту звука. Я хочу тянуть веревки вверх, когда нажимаю на рычаг!»
Попытки музыканта увенчались успехом: в целом инструмент соответствовал требованиям Вая, но альтернативы ему все равно не было. В те годы производители гитар не раз отправляли Стиву на тестирование прототипы, в том числе Ibanez. Однако музыканту ничего не понравилось.
«В конце концов, я решил сам сделать все спецификации, отправил их в Ibanez и сказал, что готов к диалогу, если они смогут сделать именно такой инструмент. Я не хотел быть капризным и упрямым, я просто хотел, чтобы все внимание этого мастера исчезло. Я ни на секунду не сомневался, что сделать инструмент по такой спецификации невозможно».
Хитирик
Другой духовой инструмент также очень похож на небольшую флейту. Он изготовлен из дерева: бамбуковой трубки и внешней отделки корой вишни.
Хичирики
Диапазон звука соответствует размеру — всего одна октава. Музыка извлекается из специальных отверстий. Кроме того, читирик снабжен кольцом, позволяющим варьировать тон и звук.
Подземная мелодия
В переводе это слово означает «водная пещера кото». Раньше такие устройства устраивали на родниках, но в современном мире их можно встретить в парках, магазинах, жилых помещениях. Японцы любят звуки суйкинкуцу, и хотя звуки производятся не человеком, а природой, люди все равно настраивают его. Это кувшин, закопанный в землю вверх ногами. Вода попадает в кувшин через отверстие в дне, рождая простые мелодии. Лучше всего подойдут керамические кувшины, хотя также используются металлические. Те, кто впервые слышит звуки, доносящиеся из-под земли, поражаются, когда узнают, как на самом деле работает этот инструмент.
Япония — необычная страна. Поэтому японские музыкальные инструменты, фото которых представлены в статье, отличаются оригинальностью. Конечно, картинки лучше не смотреть, а послушать, как они звучат.
Японская дудочка
Бамбуковая флейта сякухати также пришла в Японию из Китая. Его название точно описывает его длину. Сяку — один фут и восемь хачи. По нашим меркам 54,5см. Со временем они научились преодолевать эту страну. Сегодня эти японские музыкальные инструменты очень популярны. Всего насчитывается около 20 видов. Эта флейта пользуется большой популярностью у людей за красоту звука и простоту изготовления. Оригинальные звуки, которые музыканты извлекают из него, часто используются для написания музыки для медитации.
Родственник гобоя
Какие еще существуют японские музыкальные инструменты? Ветер — читирик. Этот инструмент считается прародителем гобоя. Он изготовлен из бамбука и декорирован корой вишни. Он имеет небольшой размер и звуковой диапазон всего в одну октаву. Внешне читирик напоминает флейту. На корпусе есть отверстия для извлечения звука, а также кольцо для регулировки тембра и громкости.
А в Японии есть необычный музыкальный инструмент, на котором может играть каждый. В этом случае необязательно иметь музыкальный слух. Это произойдет само по себе, когда вы помоете руки. Это суйкинкуцу.
Самый знаменитый
Его зовут сямисэн. Считается самым известным инструментом, практически символом популярной музыки и относится к категории щипковых.
Шкуры животных плотно натянуты на деревянный каркас, причем шкуры бывают не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К раме натянуты 3 веревки. Сямисэн имеет длину около метра.
Шамисен
Он появился в Японии примерно в 16 веке. В то время медиатор использовался для перегиба струн, но теперь его заменили медиатором.
Особенность игры в том, что при перещипывании струн сверху вниз медиатор также будет касаться кожи, поэтому звук будет похож на звук барабана. Если вы играете медиатором снизу вверх, музыка будет звучать более плавно.
Выбор для сямисена
Уникальность сямисена в том, что он способен улавливать широкий диапазон звуков и тембров. Есть три основных способа игры:
Сямисэн должен был идеально подходить для гейш во времена династии Токугава.
Музыка Шамисена завораживает, послушайте сами:
Этот струнный инструмент размером около метра используется в ритуальных церемониях и даже для исполнения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь он появился 13 веков назад.
Оправа из шелковицы имеет миндалевидную форму. Струны обычно изготавливаются из шелка. Они решаются с помощью кирки.
Бива
Существуют разные виды бивы, каждый из которых отличается внешне, в зависимости от издаваемых звуков и назначения:
Это название всех барабанов в Японии. Они мигрировали с территории Кореи и Китая на территорию Японии на рубеже третьего и четвертого веков.
Полностью деревянная конструкция с двух сторон обтянута кожей. Размеры могут быть разными — некоторые очень маленькие, а в другие нужно играть нескольким людям одновременно.
Дайко
Условно дайко (или тайко) можно разделить на два типа:
Чаще всего Дайко используются в классике, хотя их часто тянет к любым другим выступлениям, маршам. Считается, что этот звук улучшает дисциплину, координацию и психологическое состояние.
Есть разновидность дайко, называемая цузуми. Он имеет небольшой размер и форму песочных часов.
Korn, Джо Сатриани, Стив Вай и Матцухиро Хошино
Да, это такая странная команда, но связь между этими людьми намного сильнее, чем вы думаете. А также связь между этими тремя историческими фактами:
Побег почти целого века: что может быть общего между этими историями? Вы, наверное, уже догадались, что мы говорим о скромном японском предпринимателе Матцухиро Хосино, двух столпах современной гитарной музыки Джо Сатриани и Стиве Вай, а также о мрачных и агрессивных экспериментаторах Джеймсе «Манки» Шаффере и Брайане Хеде. «Уэлч.
А общего у них более чем достаточно: каждый делал свое дело, выкладывался на все сто, каждый хотел изменить музыкальную среду и достичь больших и высоких целей. И именно эти люди теперь навсегда связаны с историей Ибанеза, международного бегемота, которому скоро исполнится 90!
Кото
Кото (яп. 琴) или японская цитра — это японский щипковый музыкальный инструмент. Кото, наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэн, относится к традиционным японским музыкальным инструментам.
Подобные орудия характерны для культуры Кореи (гаягым) и Китая (цисяньцинь).
История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был привезен в Японию из Китая в период Нара (710-793 гг.) В качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅 楽). Кото достигла своего пика в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического воспитания и времяпрепровождения. Одним из самых известных произведений, написанных специально для кото, является композиция «Рокудан но сирабэ» (яп. 六段 の 調 べ, «Музыка шести шагов»), созданная в 17 веке слепым мастером Яцухаси Кенгё. В кото играют ногтями (котодзуме, яп. 琴 爪), которые надевают на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и лады настраиваются с помощью струнных держателей (бриджей) непосредственно перед началом игры. Игра на кото — один из традиционных видов японского национального искусства, распространившийся, прежде всего, при императорском дворе. Однако это средство по-прежнему пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует ее развитию.
Сякухати
Сякухати (尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).
Сегодня существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских фута (54,5 см). Это привело к тому, что инструмент получил очень японское название: «сяку» означает «стопа», а «хачи» — «восьмерка». Инструмент обладает особым и неповторимым звуком, который может быть сильно изменен по желанию музыканта, играющего мелодию. Это свойство использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта была очень популярна среди крестьян, так как была проста в изготовлении инструментом и подходила для исполнения популярных мелодий.
По построению и воспроизведению звука сякухати похожа на андскую кену: чтобы извлечь звук, музыкант подносит верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха к клину.
В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп. 都 山 流), основанная Накао Тодзаном (1876-1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя). Куросава Кинко (1710-1771) (яп. 琴 古 流) и мёан (мёян-рю, яп. 明 暗流), связанные с храмом Мёандзи в Киото. Он был сформирован вскоре после распада секты Фукэ, чтобы продолжить традицию хонкёку. Его основателем считается Одзаки Синрю (1820-1888).
Особенности
Предки японских музыкальных инструментов были завезены в страну из Китая и Кореи, и произошло это в 8 веке. Сегодня, если вы посмотрите на эти инструменты, вы увидите сходство с некоторыми западными и другими азиатскими моделями. Но сходство довольно внешнее, а вот извлечение звука, безусловно, имеет свои особенности.
В целом история развития музыки в Японии имеет несколько этапов, различающихся по характеру, динамике и влиянию других культур. Например, в период Дзёмон существовали окарина и каменный свисток, а керамические сосуды в этот период могли использоваться как сосуды для перкуссии. Итак, японское общество состояло из рыбаков, охотников и собирателей, которые в своей духовной жизни руководствовались магией. И это отразилось на характере музыки и инструментах, на которых она была извлечена. Музыка была частью магических ритуалов.
В период яёи музыка сопровождала погребальные обряды, а также некоторые сельскохозяйственные ритуалы. В 710 году при императорском дворе была образована служба гагакурё — он также отвечал за привнесение знати в музыкальную культуру, ссылаясь на опыт основных средневековых государств. В будущем было много событий, заимствований, переплетения культур и технологий.
После Второй мировой войны была восстановлена Японская лига современных композиторов, появились оркестры и оперные труппы, открылись колледжи и музыкальные школы. В 50-х годах прошлого века появилась первая студия электронной музыки. Сегодня есть некоторое сравнение западных и традиционных течений в музыкальной культуре, но это нельзя назвать острым.
И национальные инструменты не стали чисто музейными образцами: тем более, что интерес к ним со стороны европейцев, кажется, только растет.
История происхождения
Прежде чем стать японским народным инструментом, сямисэн много путешествовал с Ближнего Востока через Азию. Изначально он полюбил жителей островов современной Окинавы, позже переехал в Японию. Японская аристократия долгое время не принимала саамов. Инструмент именовался «бас», считая его атрибутом слепых странников гос и гейш.
В начале 17 века начался период Эдо, отмеченный подъемом экономики и расцветом культуры. Сямисен прочно вошел во все пласты творчества: поэзию, музыку, театр, живопись. Ни одно представление в традиционных театрах Кабуки и Бунраку не обходилось без его звука.
Игра на них была частью обязательной учебной программы майко. Каждая гейша в районе Есивара должна была свободно владеть японской трехструнной лютней.
Суйкинкуцу
Семь самых интересных и оригинальных инструментов Японии замыкает очень необычный инструмент. Раньше каждый мог поиграть в нее, подойдя к ближайшему колодцу.
Секрет был прост: керамический, глиняный или металлический кувшин закапывали в землю на дне колодца, предварительно перевернув его вверх дном. В дне кувшина было отверстие, через которое с приятными звуками просачивалась вода.
Хорошо пой суйкинкуцу
Сегодня сходство с древним суйкинкуцу более компактно. Вы можете наслаждаться такой мелодией на современных площадях, в магазинах и даже дома.
Сямисен
Сямисэн (яп. 三味 線 букв. «Три струны»), также санген; устаревший сямидзен, сямисэн) — японский трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн, наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой, являются одними из традиционных японских музыкальных инструментов.
Сямисэн появился в Японии примерно в 15-16 веках. Предшественником сямисэна является сансин (三 線), который играл в королевстве Рюкю, которое в то время стало префектурой. Саншин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента sanxian, который происходит от инструментов Центральной Азии. В отличие от Европы, где традиционные / древние инструменты не привлекают особого внимания, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к их культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, особенно сямисэн, в традиционном японском театре — в основном в театрах Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэн является частью программы обучения майко — будущей гейши.
Сямисэн также был важным инструментом для странствующих слепых музыкантов-гозе, появившихся на заре сёгуната Токугава.
Существуют разные типы инструментов, которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узкой шейкой называются хосодзао (細 棹) и в основном используются в музыке нагаута (長 唄). Инструмент со средней шеей называется чу: дзао (中 棹) и используется в таких музыкальных жанрах, как киемото (清 元), токивазу (常 磐 津), дзюта (地 唄) и т.д. В северной Японии, особенно в регионе Цугару (западная префектура Аомори), используется отдельная разновидность сямисена с толстой шеей цугару-джамисен (津 軽 三味 線), что требует особой виртуозности для игры. Цугару-джамисен с более толстой шеей называется футзао (太 棹) и используется в дзюрури (浄 瑠 璃). Сямисэн изготавливается из твердых пород дерева (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Тело покрыто кошачьей шкурой (по-цугаружамисэн — собачьей). На сямисене играют с помощью большой кирки бати, которая сделана из таких материалов, как дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, рог буйвола и пластик. Бати для нагаута и дзиута — это почти правильные треугольники с очень острыми краями. Цугаружамисен предлагает кирку меньшего размера, больше напоминающую лист дерева гинкго. Веревки изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэн в стиле коута (小 唄) «короткая песня» является частью программы обучения майко — будущей гейши. Название контрастирует с музыкальным жанром бунраку и кабуки — нагаута (長 唄) (длинная песня). Самым известным и сложным из стилей исполнения является гидаю, названный в честь Такемото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра Бунраку из Осаки. Инструмент и медиатор больше всего управляют, а сам гид является одновременно певцом и комментатором того, что происходит на сцене. Работа рассказчика настолько сложна, что в середине шоу гида заменяют. Рассказчик должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С 19 века появились и онна-гидайю, рассказчики женского пола.
Не просто музыка
Японские народные музыкальные инструменты по своему внешнему виду напоминают барабан, флейту и гусли. Все барабаны в этой стране называются тайко, что означает большой барабан. Они появились в Японии в III-IV веках. Считается, что их родиной являются Корея и Китай. Японские барабаны делятся на две группы. Принадлежность к одному из них есть возможность кастомизировать, для этого есть веревки и шурупы. Их называют шимэ-дайко. Принадлежащие ко второй группе — бё-дайко — они имеют жесткую мембрану, закрепленную гвоздями, не позволяющую изменять звучание инструмента. Корпуса инструментов вырезаны из цельного куска твердой древесины. Барабаны используются в исполнении классической музыки, но они также очень популярны в народе. В Японии считается, что игра в них развивает координацию, силу духа и дисциплину. Кроме того, игра на барабанах — это целое представление. Поэтому существуют музыкальные коллективы, участники которых играют только на этих инструментах. Маленький барабан в форме песочных часов называется цудзуми. Он настраивается с помощью кабелей, которые проходят через мембраны с обеих сторон. Для наилучшего звучания во время игры мембраны необходимо поддерживать влажными.
Необычная красота
Японские музыкальные инструменты, напоминающие гусли, — это кото. Они были завезены в Японию в первом тысячелетии. Они играли на кото в императорском дворце. Им должны были владеть все аристократы. Поэтому игра на кото была включена в образовательную программу элитных слоев общества. Для извлечения звука из этого инструмента музыкант использует накладные ногти. Один для большого пальца, один для указательного и один для среднего пальца правой руки. Клавиши предварительно настраиваются с помощью перемычек. Есть два типа кото. На большом — длиной 1,8-2 метра — с одной и более струнами, используется для игры в оркестре. Это называется co. Для сольного инструмента выберите инструмент поменьше, длиной 1 метр с семью струнами. Самым популярным музыкальным произведением для этого инструмента является «Рокудан но сирабэ», написанное слепым Яцухаши Кенге в 17 веке.
Новый рынок и новый уровень ответственности для Ibanez
Само собой разумеется, что «классические» мастера не были довольны взрывным ростом компании Ibanez. Гибсон был первым, кто вынес свои претензии в правовое поле. Великий мастер был не очень доволен точным и полным копированием своих инструментов. Среди них были классический Les Paul, довольно новая серия SG, Gibson Flying V и многие другие. 28 июня 1977 года поверенные Гибсона подали официальный иск против дистрибьютора Элджера.
«В большинстве случаев все шло хорошо, и наши новые разработки были успешными, но были некоторые трудности. Японцы гораздо более консервативны и больше заботятся о своих деньгах. Мы были убеждены в необходимости создания собственного имиджа, который бы отличался от других компаний и уж точно не был бы связан с массовым выпуском копий или аналогичных гитар. В то время это казалось секретной операцией, когда дизайнер Рич Ласнер, руководитель прототипов Мейз Бейли и я изобретали новые формы, изменяли их на лету, думали о деталях и электронике. Всякий раз, когда наши лица выражали сомнения — мы не знали, что японцы скажут по этому поводу, но нас действительно перевезли. На этот раз было действительно красиво и интересно».
Самым заметным нововведением, введенным Реймом, было усовершенствование системы тремоло на гитаре Roadstar. В оригинальной версии гитары была установлена машина под названием Hard Rocker, которую они решили заменить системой тремоло Edge. Дальнейшая эволюция Roadstar — это замена тремоло на Floyd Rose, после чего эти гитары стали настоящим символом высокоскоростной игры, клочья, которая стала все более популярной в 1980-х годах.
«В те годы у нас была довольно серьезная цель: сделать японские гитары особенными, но со всеми лучшими качествами инструментов американского производства. Мода сделала свое дело, и одной из важнейших особенностей инструментов была возможность опускать и поднимать строй с помощью рычага. Разве ваша гитара не может играть на пронзительной губной гармошке или погружаться на глубину 5-6 тонов? Извините, но вы не у дел. После
Ibanez выпустили Roadstar с тремоло FloydRose, а затем мы добавили датчики DiMarzio, молодые металлисты выстроились в километровые очереди перед нашими магазинами. Это была победа».
Эти инструменты были очень хороши, но у Ibanez была серьезная маркетинговая дыра — они не имели лица той эпохи. В середине 80-х этот вопрос был поставлен на высший уровень. В дискуссии приняли участие руководители, маркетологи и новые сотрудники компании.
Интересные факты
В фильме Такеши Китано «Затоiчи» гейша прячет орудие убийства в сямисене.
В аниме «Сюго Чара» Фудзисаки Надешико / Нагихико меняет персонажей после звуков сямисэн — «подбородок, тон, сян”.
В аниме / книге «Меланхолия Харухи Судзумии» Харухи Судзумия назвала кошку «Сямисэн”.
Устройство инструмента
Член семейства струнных струн состоит из квадратного резонаторного барабана и длинной шейки. Поверх него натянуты три нити. На шее нет ладов. На его конце коробка с тремя длинными колышками. Они напоминают шпильки, которыми японки украшали свои прически. Передняя бабка слегка отогнута назад. Их длина варьируется. Традиционный сямисэн составляет около 80 сантиметров.
Сямисен или санген имеет необычную резонаторную конструкцию корпуса. При изготовлении других народных инструментов их чаще всего вырезали из цельного куска дерева. В случае сямисэна барабан складной, он состоит из четырех деревянных пластин. Это упрощает транспортировку. Блюда из айвы, тутового дерева, сандалового дерева.
В то время как другие народы покрывали тело струнными и щипковыми инструментами со змеиной кожей, японцы использовали кошку или собаку для изготовления сямисэн. На кузове под тросы устанавливается подоконник. Его размер влияет на тембр. Три струны сделаны из шелка или нейлона. Снизу они крепятся к стойке neo с помощью кабелей.
Вы можете играть на японской трехструнной лютне пальцами или жучком плектра. Он изготовлен из дерева, пластика, костей животных, панциря черепахи. Рабочая кромка Бэйта острая, треугольной формы.
Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство
Доброго времени суток дорогие читатели — искатели знаний и правды!
Япония — необычная страна. Вы, наверное, видели это не раз, когда видели фотографии цветущей сакуры или панораму Фудзиямы, а может быть, даже когда садились за руль Toyota или покупали новенький телевизор Sony».
Вы когда-нибудь слышали японскую народную музыку? Просто взгляните на японские музыкальные инструменты и поймите, что у этих людей потрясающее воображение и потрясающий ум.
В статье ниже вы узнаете, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Чтобы не запутаться в их разнообразии, мы подготовили картинки с названиями этих экстравагантных инструментов.
Музыкальные инструменты в Японии можно разделить на 3 основных типа:
Последние, в свою очередь, разделяются на выщипанные клыки.
Техника игры на сямисэне
Сформировались три стиля игры сямисэн:
Ута-моно — это стиль песни. Один из основных жанров музыкального сопровождения спектаклей театра Кабуки. Этот жанр представлен длинными музыкальными интермедиями в исполнении ансамбля Хаяси (этот ансамбль обычно сопровождает театральные представления, состоит из флейты и трех типов барабанов).
Катари-моно — фантастический стиль. Более характерна для традиционной японской музыки и представлена особым типом пения.
Минё — популярная песня.
Когда сямисэн впервые появился в Японии, на струнах играл небольшой медиатор (юбикаке), и только со временем музыканты начали использовать медиатор, что значительно расширило тембр инструмента. Каждый раз, когда дергается нижняя струна, помимо звука слышны гармонические и световые шумы, это явление называется «савари» («прикосновение»). Савари также возникает, когда другие струны резонируют с самой нижней струной, особенно когда высота звука между струнами составляет одну октаву (две октавы, три, квинта и т.д.). Умение использовать этот дополнительный звук является признаком высокого мастерства исполнителя, а сам акустический эффект жестко контролируется создателями сямисэна.
Медик держится в правой руке, и в нужный момент звук струн останавливается тремя пальцами левой руки на безладовой доске. Большой палец и мизинец в игре не используются. Наиболее характерная техника игры на сямисене — одновременный удар плектра по мембране и по струне. Кроме того, есть много других важных факторов, которые определяют особенности звука, например, толщина струн, гриф, мембрана, точка удара медиатора по струнам и т.д., получив более элегантный тон. Эта способность изменять тембр — одна из отличительных черт сямисена.
Помимо игры, тембр инструмента можно изменять, варьируя длину струны, грифа или медиатора, а также их размер, толщину, вес, материал — показатели массы! Существует почти два десятка сямисэнов, отличающихся друг от друга интонацией и тембром, и музыканты выбирают инструмент, наиболее близкий их музыкальному жанру, или перенастраивают его непосредственно перед выступлением.
В музыке сямисэн линия голоса практически совпадает с той, что играет на инструменте: голос лишь немного опережает мелодию, что позволяет слышать и понимать текст, а также подчеркивает контраст между звучанием голоса и сямисэн.
Использование в современной музыке
Из-за своего специфического звучания сямисэн часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (по аналогии с балалайкой в России). Следовательно, сямисэн играет в саундтреке к аниме-сериалу Наруто, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле нью-эйдж. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссер). Композиции в исполнении братьев Ёсида довольно популярны, их сямисэн звучит как электрогитара. Мичиро Сато импровизирует на сямисене, а джазовый пианист Гленн Хориучи включил в свои композиции фрагменты сямисена. Гитарист Кевин Кметц руководит калифорнийской группой Shamisen God, в которой играет цугару-джамисен. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном стиле цугару-джамисен северной Японии с добавлением ударных и синтезаторов.
Почти гусли
Есть и другие японские струнные музыкальные инструменты. Есть большая группа, объединенная именем: бива. Эти японские музыкальные инструменты изготовлены из тутового дерева, а струны — из шелка. Первые упоминания о них встречаются в документах восьмого века. Есть несколько разновидностей этих средств. У них удлиненное, миндалевидное тело, струны, играемые медиатором. Но есть также ряд особенностей, позволяющих отличить их друг от друга. Это не только внешний вид, звук, но и другое предназначение. Гакубива использовалась для создания особого вида музыки — гагаку. Размер этого инструмента 122 * 41см. Имеет 4 струны. К туловищу приклеена широкая черная кожаная лента. Это защищает его от кирки. Пятиструнная версия использовалась для придворных оркестров. Но со временем им перестали пользоваться. Слепые монахи играли на четырехструнной мосо-бива. Чтобы сыграть во время «Сказания о доме Тары», взяли особую хайке-бива с 4 струнами и 5 ладами. Сацума-бива имеет широкий ассортимент. У этого инструмента 4 струны, 4 высоких лада, а для игры используется самый большой медиатор. Чаще всего он использовался в провинции Сацума в период Эдо. А во времена Мэйдзи играли в чикудзэн-бива. У него могло быть 4 или 5 клавиш, в зависимости от этого способ игры менялся.
Обзор видов
Что это за инструменты? В чем-то они очень похожи на европейские, но в чем-то совершенно удивительны (непонятно, как это было изобретено и как им пользоваться). Но деление на типы стандартное.
Ударные
Самым ранним примером японских фильмов, которые могут быть знакомы человеку из другой культуры, является дайко. Так в Японии называют все барабаны. И эти инструменты также несут на себе следы корейской и китайской музыкальной миграции, которая произошла примерно в 3-4 веках. Конструкция дайко изготовлена из дерева, с обеих сторон обтянутого кожей. Размеры очень разные: от очень маленьких до тех, в которых одновременно должны играть несколько музыкантов.
Возможные варианты:
Обычно дайко используется в классике, хотя иногда он используется в марше и всевозможных выступлениях. Это звук повышенной дисциплины, координации, он также влияет на психологическую направленность. Еще одна вариация русского звучания инструмента — тайко.
Но барабан цудзуми выглядит как песочные часы, он представлен в двух разновидностях: меньший — коцудзуми и больший — отсудзуми. Оба инструмента использовались в театральных постановках. Коцузуми держат на плече, а правой рукой, играя, музыкант меняет тон, затягивая ленты. Оцузуми следует держать с левой стороны.
Еще один популярный ударный инструмент — сэмпл-блок, являющийся атрибутом буддийского культа. Достигает 16 см, имеет округлую, слегка вытянутую форму. Изделие полое, с глубоким вырезом. На этом инструменте принято играть с помощью молотков и молотков, обычно 4 или 5 инструментов, выбранных по звуку и закрепленных на специальной подставке. Звук блока сэмплов громкий, глубокий.
Духовые
У читирика есть кольцо, благодаря которому можно поменять ключ.
Струнные
Самым известным из всех традиционных японских инструментов, несомненно, является сямисэн. Он отличается широким тональным диапазоном. Корпус инструмента представляет собой деревянную рамку, обтянутую максимально узкой кожей. 3 струны простираются от корпуса до шеи сямисена, их нужно трогать большой киркой. Первоначально на струнах играл небольшой медиатор, но затем техника изменилась.
очень интересно варьировать тембр сямисена, меняя струны, гриф, медиатор. Только видов этого средства существует около двух десятков. Длина у всех одинакова, но остальные могут существенно отличаться, потому что разница в регистрах по величине в одну октаву абсолютно реальна. Иногда сямисэн использовался (и используется до сих пор) в качестве фоновой музыки, сопровождавшей чтеца.
Есть и другие струнные представители.
На этом список невероятных национальных инструментов не заканчивается, но упомянутые образцы являются самым известным музыкальным наследием страны.
- https://komanda-sibiri.ru/iskusstvo/yaponskie-muzykalnye-instrumenty.html
- https://EasyTravelling.ru/kultura-i-goroda/yaponskij-nacionalnyj-instrument.html
- https://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/yaponskie-muzykalnye-instrumenty
- https://FB.ru/article/249799/yaponskie-muzyikalnyie-instrumentyi-foto
- https://workoutcrew.ru/yaponskiy-strunnyy-narodnyy-instrument/
- https://ru.japantravel.com/%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D1%83%D0%BE%D0%BA%D0%B0/%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/58982
- https://miuki.info/2013/06/nekotorye-yaponskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/
- https://MuzInstru.ru/strunnye/shamisen