В помощь начинающему преподавателю сольфеджио

Названия и обозначение интервалов

В октаве восемь основных интервалов — в зависимости от количества основных октавных звуков, включая звук октавы.
Названия интервалов происходят от латинских названий соответствующих порядковых номеров и указывают количество шагов в данном интервале, начиная с его основания:

  • первый (первый этап),
  • второй (второй),
  • третий (третий),
  • четверть (квартал),
  • пятая (пятая),
  • шестой (шестой),
  • седьмой (седьмой),
  • октава (октава).

В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:

  • раньше — 1,
  • второй — 2,
  • третий — 3,
  • четверть литра — 4,
  • пятая — 5,
  • шестой — 6,
  • седьмой — 7,
  • октава — 8 .

В примере 1 первые четыре интервала (до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-ми) являются вторыми, поскольку относительно первого — второй звук, ми относительно ре — также второй звук, и поэтому на третьем (соль для меня — третий звук). Шестой интервал примера 1 — четвертый (относительный
соль — четвертый звук), а затем д — ц — второй, до — а — третий, ля — соль — второй.

Первый интервал — это повторение одного и того же звука, поэтому в мелодической форме это означает первый звук, а в гармонической — одновременное звучание двух звуков одной высоты. Этот интервал еще называют унисон.

раньше или в унисон

В музыкальной практике унисон также называется одновременным исполнением одной и той же мелодии несколькими одинаковыми голосами (сопрано, альт, тенор, бас) или несколькими одинаковыми инструментами (в октаве), например унисон скрипачей, домристов, виолончелистов и т.д.

Каждый интервал может быть построен из любого звука одной октавы.

На следующем рисунке вы можете увидеть пример построения интервалов от звука до первой октавы и выше. И построение интервалов от звука до второй октавы ниже:

построение всех интервалов из звука a

Интервалы нумеруются, как описано выше: 1 — первый, 2 — второй, 3 — третий и так далее

При одновременном воспроизведении интервалов ноты должны быть написаны друг над другом. Только когда записаны второй и первый, ноты стоят бок о бок и между ними возникает спокойствие, если таковое имеется.

пример интервалов записи по кадрам

Виды интервалов. Таблица простых интервалов

При одинаковом названии и количестве шагов интервал может содержать разное количество тонов. Мы проследим это явление на музыкальных примерах (2,3).

таблица интервалов

В этих отрывках есть разные интервалы: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Но если вы сравните две трети в первых двух тактах обоих примеров (a — do и do — e, например, 2 и e — gef, например, 3) и посчитаете количество тонов в каждой из третей, то получится
которые различаются: в примере 2 третье a — to имеет полутон, а третье to — mi — два тона; в примере 3 третья ми-соль также имеет полутон, а третья фа-ля — два тона.

Если мелодия убывает, у нас есть три секунды: первая имеет полутон, вторая и третья — тон. Тексты E — в первом такте и F-D второго в примере 3 имеют: первый — четыре тона, второй — четыре с половиной тона. EQ — A в первом такте и G — C в 6-м
пример 2 и f — да, в третьем такте примера 3 есть: первые два — два с половиной тона, третий — три тона и т д. Итак, получается, что одни и те же интервалы могут иметь разное количество тонов, то есть они принадлежат к разным типам одного и того же диапазона.

Таблица наиболее употребляемых интервалов «Простые интервалы»

Имя Визуализация Условное обозначение Количество тонов Пример
Перед (унисон) чистить ч.1 0 задолго до этого - таблица
В соответствии с маленький

большой

м 2

би 2

0,5

1

второстепенная и мажорная секунда
В третьих маленький

большой

м 3

б.3

1.5

2

малая и мажорная третья интервал
Четвертый чистить

повысился

(тритон)

часть 4

sw. 4

2,5

3

чистый и увеличенный квартал
Пятая чистить

уменьшенный

(тритон)

5 часов

разум 5

3.5

3

чистые и уменьшенные пятые
Шестой маленький

большой

м 6

б.6

4

4.5

малые и большие шестые
Седьмой маленький

большой

м.7

б.7

5

5.5

большие и маленькие седьмые
Октава Сеть часть 8 6 чистая октава

Внимание! Увеличенная четвертая и уменьшенная квинта имеют общее название: тритон, которое происходит от количества тонов (три тона).

По количеству тонов диапазоны делятся на:

  • маленький и большой (второй, третий, шестой, септим)
  • чистые (примы, четверти, квинты и октавы).

Каждый из этих интервалов может быть уменьшен или увеличен на полутон или тон, количество тонов в интервале может быть изменено, т.е тип интервала может быть изменен без уменьшения количества шагов (без изменения названия интервала).

В результате формируются новые типы интервалов: уменьшенные (уменьшенная пятая, уменьшенная седьмая) или увеличенная (увеличенная четвертая, увеличенная вторая).

Типы интервалов условно обозначаются первыми буквами слов:

  • м — малая,
  • б. — Отлично,
  • часов — чисто,
  • разум. — уменьшенный,
  • б. — увеличено.

Например, в сочетании с названием диапазона второстепенная треть указывается следующим образом: m. 3.

Если увеличить основную секунду на полутон, мы получим мажорную секунду (увеличение 2) — характерный интервал гармонической минорной шкалы. Второе увеличение образуется между VI и VII стадиями за счет увеличения VII степени в полутоне. Количество тонов при увеличении
второй — полтора.

Каждый интервал можно увеличивать или уменьшать. Большие, увеличенные или сокращенные интервалы образуются небольшими интервалами; большие становятся больше, меньше или меньше, а чистые интервалы становятся больше или меньше.

Например, чтобы уменьшить мажорную треть до E, они понижают звуки E на полутон и оставляют D без изменений, или наоборот, они повышают D на полутон и оставляют E без изменений малая треть (м. 3)

м-3

Например, чтобы поднять чистую четверть E — A, поднимите звук A на полутон и оставьте E без изменений или понизьте звук E, оставив A без изменений. В обоих случаях у нас есть увеличенная четверть (тритон).

sw. 4

Точно так же, увеличивая или уменьшая звуки в одном интервале, вы можете уменьшать или увеличивать все остальные интервалы. В нотах это делается с помощью острых предметов, балок или бекара, которые помещаются перед соответствующей банкнотой.

Таблица основных музыкальных интервалов

СозвучиеНазвание диапазонаКоличество полутоновУсловное обозначениеСимвол (en)примерСозвучиеНазвание диапазонаКоличество полутоновУсловное обозначениеСимвол (en)примерНазвание диапазонаКоличество полутоновУсловное обозначениеСимвол (en)пример

Сначала чистый 0 1 P1 cc
Четвертая чистка 5 4 P4 понимаете
Пятый чистый 7 5 P5 cg
октава 12 восемь P8 do-c1
второстепенная треть 3 3> м3 cD#
большая треть 4 3 M3 там есть
шестой маленький восемь 6> m6 cg#
шестой большой девять 6 M6 примерно
второстепенная десятая 15 10> m10 c-d1#
большая десятина 16 10 M10 c-mi1
маленькие десятые ветры 13> m13 c-g1#
великая терцдесима 21 год 13 M13 c-la1
малая секунда 1 2> m2 cc#
большая секунда 2 2 M2 cD
второстепенная треть 3 3> м3 cD #
тритон 6 TT cf #
маленькие седьмые 10 7 m7 cb
великие седьмые одиннадцать 7 < M7 ch
девятый маленький 13 9> m9 cc 1 #
великий девятый 14 девять M9 компакт-диск 1
Чистый одиннадцатый 17 одиннадцать P11 do-r 1
октава и тритон 18 A11 cf 1 #
чистая дуодецима 19 12 P12 cg 1
малый квартал 22 14 m14 cb 1
четырнадцатый большой 23 14 < M14 c-h1

Интервалы на ступенях лада

Любой из известных диапазонов может быть нанесен на каждую ключевую шкалу. Порядок и их расположение на ступенях шкалы стабильны для каждой из клавиш, независимо от смены тональности — положения высоты звука шкалы.
Рассмотрим расположение интервалов по ступеням естественного мажора и гармонического минора.

Натуральный мажор

Секунды: малая — на III и V II ступенях (две), большая — на I, II, IV, V, VI (пять).
Трети: малая — на II, III, VI, V II ступенях (четыре), большая — на I, IV, V ступеньках (три).
Кварталы: на всех переходах — чистые, кроме IV, на котором увеличен четвертый.
Пятые: на всех переходах — чистые, кроме V II, в котором пятый сокращен.
Семь: маленькие — на ступенях III, VI, V II (три), большие — на ступенях I, II, IV, V (четыре).
Септимы: маленькие — на ступенях II, III, V, VI, V II (пять), большие — на ступенях I и IV (две).
Первая и октавы: на всех уровнях — чистая

Таблица интервалов — натуральный мажор и минор

таблица интервалов

естественные большие интервалы

Гармонический минор

Секунды: малая — на II, V, V II ступенях (три), большая — на I, III, IV (три), повышенная — на VI ступеньке (одна).
Третьи: малая — на ступенях I, II, IV, V II (четыре), большая — на ступенях III, V, VI (три).
Четверти: чистые — на переходах I, II, III, V (четыре), расширенные — на переходах IV и VI (два), уменьшенные — на переходах V II (один).
Пятые: чистые — на переходах I, IV, V, VI (четыре), уменьшенные — на пассажах II и V II (два), дополненные — на переходах III (один).
Семь: малых — на ступенях I, V, V II (три), больших — на ступенях II, III, IV, VI (четыре).
Седьмые: малые — на II, IV, V ступенях (три), большие — на I, III, VI (три), уменьшенные — на ступенях V II (одна).
Первая и октавы: на всех уровнях — чистая

незначительный

Например, вам нужно определить, в каких ладах и клавишах есть четвертый, дополненный E-A-диезом. Зная, что этот интервал находится в IV степени естественного мажора и в IV и VI степени гармонического минора, мы определяем, что он будет в B-мажоре (в четвертой степени), B-гармоническом миноре (в четвертой степени) и G острая минорная гармоника (на VI стадии). Второй минор в G — A-бемоль: ми-бемоль мажор (3-я степень), лабемоль мажор (V 2-я ступень), гармонический фа минор (2-я ступень), гармонический до минор (в V степени) и в ля-бемоль минорной гармоники (в V II степени) и т д

Интервалы больше октавы

Помимо вышеупомянутых простых интервалов в октаве, в музыке используются интервалы, превышающие октаву, так называемые составные интервалы. По количеству ступеней они называются:

  • девятая (9 ступеней),
  • Десятый (10),
  • одиннадцатое (11)
  • Двенадцатые (12)
  • третья десятая (13)
  • quartdecima (14)
  • пятая десятина (15)

Этот интервал состоит из двух простых интервалов, то есть чистой октавы с добавлением второй, третьей, четвертой и т.д. В зависимости от типа интервала, который добавляется к чистой октаве, каждый сложный интервал может быть маленьким, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

составные интервалы

Консонансы и диссонансы в музыке

Все типы интервалов делятся на две группы — созвучия и диссонансы, которые воспринимаются слухом по-разному. Концепция созвучия была разработана на основе акустических данных. Название в переводе с французского означает «единый», «благозвучный», «гармонично».

Действительно, согласные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, гармонии и, взятые изолированно, не демонстрируют стремления к переходу в более мирный и совершенный интервал. Созвучия включают: чистые простые числа, квинты, октавы, второстепенные и основные трети и шестые. Из всех созвучий наиболее совершенными являются чистые примы, квинты и октавы. Их называют совершенными созвучиями. Большая и малая трети и шестые принадлежат несовершенным созвучиям.

Концепция диссонанса противоположна. Это название в переводе с французского означает «пестрый», «несогласованный». Диссонансные интервалы создают впечатление резкого, беспокойного, сварливого звука, и даже в изолированном звуке они показывают стремление к переходу к более спокойному и совершенному созвучию, которое в условиях определенной структуры еще обостряется. Это стремление к переходу к созвучию называется разрешением диссонансов. Диссонансы включают второстепенные и основные секунды, седьмые и все увеличенные или уменьшенные интервалы.

Чистая четверть имеет двойной характер. Как отдельный интервал, взятый изолированно, он акустически считается созвучием, а по природе своего звука — диссонансом. Если четвертая часть находится в корне аккорда (например, в аккорде квартета), это считается диссонансом и в дальнейшем необходимо преобразовать в созвучие.

Группа согласных также включает в себя мажорные и минорные трезвучия, а группа диссонанса включает увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.

Профессиональная народная и реалистичная музыка основана на игре согласных и диссонансных аккордов и комбинаций. Диссонантные сочетания согласных в определенной среде обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но не должно быть преувеличений ни в одном из направлений. Гармоничная речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их использование раздражают слух, мешают восприятию музыки и могут привести к формальным извращениям. Не должно даже
и избегайте диссонирующих комбинаций. Они нужны в разумном и логичном количестве.

Учитывая все вышесказанное, предлагаем изучить другую таблицу, на этот раз со всеми основными музыкальными интервалами.

Обращение интервалов

Инверсия относится к смещению базы на октаву выше или ее вершины на октаву ниже. Новый интервал, наряду с первым, всегда является чистой октавой. Формируются четыре пары взаимных интервалов: первое колесо октавы, октава — первая, вторая — седьмая, седьмая — вторая, третья — шестая, шестая — третья, четвертая — пятая, с пятого по четвертый. Кроме того, большие интервалы становятся маленькими, маленькие интервалы становятся большими, а чистые интервалы остаются чистыми.

разворот интервала

Сложные диапазоны инвертируются иначе. Оба звука уже находятся в движении: базовый на октаву выше, а верхний на октаву ниже. Новый интервал является инверсией простого интервала, добавленного к октаве. Сложные интервалы меняются так же, как и простые интервалы.

Энгармонизм интервалов

Некоторые интервалы с разным количеством шагов (например, увеличенная секунда и второстепенная треть, увеличенная четвертая и уменьшенная квинта и т.д.) имеют одинаковое количество тонов. Другой на слух, потому что их звук одинаков.

Один и тот же звук с разными записями интервалов и одинаковым количеством тонов называется ангармоническим интервалом, а интервалы, записанные по-разному, но с одинаковым звуком и с одинаковым количеством тонов, называются энаргомически равными.

примеры эргономичных диапазонов

Источники

 

  • https://www.musnotes.com/articles/1672
  • https://musicnotes.info/intervaly-v-muzyke-tablica-s-vidami-opisanie-postroenie

Оцените статью
Теория музыки