Тональности в музыке — что это и как использовать

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что такое тональность, мы должны сначала понять несколько концепций. И начнем с лада.

Шкала — это звук, который находится один за другим в порядке возрастания или убывания. Вы знаете, что всего семь нот, и каждая на своем уровне. Соответственно, ступеней тоже семь. Если вы построите шкалу из ноты C, то на первом шаге будет нота C, на втором — D, на третьем — E… Если вы построите шкалу из ноты E, то нота Mi станет первый шаг, F — второй и так далее

Лад — это взаимосвязь звуков между собой, их последовательность и связность. В ключе есть стабильные и нестабильные отрывки. Обычно они обозначаются римскими цифрами. Ступени I, III, V — устойчивые, опорные, неустойчивые — движущиеся звуки, расположенные на ступенях II, IV, VI, VII, тяготеют к ним:

Тяготение ступеней
Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкального мышления. Но когда нестабильный звук меняется на стабильный, мысль становится завершенной, и это называется разрешением.

Существует довольно распространенная история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, пока его великий отец спал. Мальчик закончил импровизацию на неправильном аккорде и отошел от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с кровати, подбежал к клавесину, нарушил сделку и бросился к сыну, чтобы преподать ему урок.

Самый важный из устойчивых шагов — это тоник — первый шаг. Комбинация шагов I-III-V дает тоническое трезвучие, которое характеризует звучание клавиши и создает ее окраску:

Мажор — это звукоряд, на первом этапе которого формируется тоническое трезвучие с третьим БОЛЬШИМ в основании. Мажор звучит ярко, жизнеутверждающе.

Минор — гамма, на первом этапе которой формируется тоническое трезвучие с МАЛЕНЬКОЙ третью в основании. Минор звучит грустно, драматично.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

между тиками параллельных ключей, второстепенный третий интервал

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем, что такое режим, мы можем перейти к основному вопросу: что такое ключи и как их использовать.

Основные и второстепенные лады, а также гамма могут быть построены из любой ноты. Нота, из которой мы строим гамму, называется тоникой.

Оттенок — это модальность, имеющая определенный тоник.

Каждая клавиша имеет свое название, которое образовано двумя составляющими: первая — тонизирующая; второй — гармония. Скажем, корень — C, а шкала — мажор. Это означает, что ключ будет называться до мажор. Или корень — Е, а масштаб второстепенный. Итак, тональность ми минор.

Если вы сыграете звуки любой клавиши от корня к корню по порядку, вы получите гамму. Например, давайте сыграем от одной ноты до восьми: До — Ре — Ми — Фа — Соль — А — Си — До.

Результат — диапазон. Кстати, она называется так же, как тональность — до мажор. И если вы возьмете ноту ля за основу и сыграете восемь нот, вы получите гамму ля минор.

Но почему в случае ноты C гамма будет иметь основной цвет, а в случае ноты A — минорный? Давайте разберемся.

Как известно, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной шкалы:

гамми мажор формула

А вот формула для минора:

гамми минор формула

Получается, что шкала, построенная из ноты C, полностью совпадает с основной формулой. Диапазон от ноты A совпадает с минорной формулой. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

до мажорского полигона
гамма ля минор

Но что, если нам нужно построить крупную шкалу из ноты G? Думаю, вы догадались: нужно организовать звуки по формуле. Вот что вы получите:

соль-мажорский хребет

Как видите, чтобы соблюсти формулу, пришлось использовать знак ДТП — острый. Так нота F стала F-диезом.

В гамме ми минор нам также придется использовать знак аварии, и это снова будет FA DIEZ. Посмотрите на картинку:

диапазон ми минор

Вы могли заметить, что гаммы до мажор и ля минор не имеют признаков случайности; Для гамм соль мажор и ми минор по одному знаку аварии. И в гамме ре мажор, и в гамме си минор будет два диеза. Естественно, что весы с одинаковым количеством случайностей идут парами: До и Ла — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си — ПАРА. Такие гаммы (и, следовательно, ключи) называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.

Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?

вход в параллельный мир

Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?

вход в параллельный мир

Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.

как добраться до шестого шага

Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.

Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.

Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.

ми минор параллельна соль мажор

Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.

бемоль мажор, параллель фа минор

Параллельные тональности

Как мы выяснили, ключи с одинаковым количеством случайностей называются параллелями. Оказывается, все эти тона имеют одинаковые звуки.

Но есть и отличия в параллельных ключах. Как вы помните, название ключа определяет корень и масштаб. Эти два компонента отличаются параллельными ключами. До мажор отличается от ля минор тоникой (звук до) и гаммой (мажорный цвет). Остальные параллельные ключи отличаются друг от друга одинаково.

В итоге: у параллельных клавиш одинаковые звуки, одинаковые знаки аварии (острые или плоские), но у них разные тоники и режимы.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельный ключ можно двумя способами. Давайте рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что до мажор и ля минор параллельны. Мы будем полагаться на них для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, какая высота является нотой A до мажор. Считаем:

ступени в гамме до мажор

Нота A — это 6-я ступень в тональности до мажор. Из этого можно сделать вывод: чтобы найти второстепенную параллель, вы должны найти шаг VI в ключе, для которого мы ищем параллель. Нота 6-й степени будет основной нотой параллельного минора.

Чтобы найти основную параллель, проделаем ту же процедуру: посчитаем отрывки ля минор:

ступени в диапазонах ля минор

В тональности ля минор нота C находится на третьем уровне. Вывод напрашивается сам собой: чтобы найти большую параллель, нужно найти III степень в ключе, для которого мы ищем параллель. Нота третьей степени будет корнем большой параллели.

Чтобы быстрее найти шаг VI, воспользуйтесь небольшим трюком: считайте шаги не вверх, а вниз:

ступени в гамме до мажор

при подсчете ступенек очень важно учитывать признаки выветривания. Например, нам нужно определить параллельную мажорную тональность для ре минор. Есть переделка тональности ре минор — си-бемоль. Мы ищем 6-й шаг: это нота C, но давайте не забудем рассмотреть бемоль, и теперь наша нота C меняется на B-бемоль. Наша параллельная тональность си-бемоль мажор.

Второй метод определения параллельного ключа также прост и подойдет тем, кто знаком с диапазонами.

Чтобы начать использовать этот метод, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных клавиш. Давайте посчитаем, как обычно, на примере клавиш A и C. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется минорной третью.

Чтобы найти параллельный мажор, отмерьте минорную треть от корня минорной тональности, в которой мы находимся. Итак, в ля минор от ноты А мы измеряем минорную треть вверх и получаем ноту С, которая станет корнем параллельной мажорной ноты:

Do La na notnom stane

Мы делаем то же самое, ища небольшую параллель: мы измеряем небольшую треть и получаем то, что ищем:

La Do na notnom stane

В чем отличие параллельных тональностей

параллельные ключи

Отличий не так много. Как мы уже знаем, ноты соответствуют параллельным клавишам. Единственная разница в двух вещах:

— Параллельные ключи имеют разную тонику, из которой строится гамма.

— Разные настроения. Основные клавиши звучат открыто и торжественно. Их младшие близнецы грустны и грустны.

Одноименные тональности

Как мы уже говорили, Тоника + Лад = оттенок. Если мы возьмем ноту «C» для основного тона и заменим мажорную гамму, мы получим тональность до мажор. И если мы возьмем ту же самую ноту до и заменим минор, мы получим тональность до минор.

Эти ключи называются ОДИНАРНЫМИ. У них есть тонизирующее средство, но другая модальность и, следовательно, другие звуки. Чтобы построить минорную гамму из ноты C, вам нужно вспомнить формулу (TONE-HALF-TONE-TONE-HALF-TONE) и вставить необходимые дорожные знаки, в данном случае C, E и A flat.

Три вида параллельных тональностей

параллельный ключ мажора

Есть три типа параллельных ключей. Они различаются тем, какие случайности с ключами:

— Ключи без признаков переделки. Другими словами, это клавиши, состоящие только из целых нот или белых клавиш пианино. Сюда входит ровно одна пара: C maj и A min.

— Ключи с острым. Сюда входят семь пар с острыми ладами. Это ключи: G maj — E min; Ре мажор — си минор; Мажор — F # мин; Ми мажор — C # мин .; Си мажор — Соль # мин; F # мажор — D # мин .; C # mag — A # мин.

— Ключи с плоской. Сюда также входят семь пар, но теперь у них есть бемоли с ключами. Список этих ключей следующий: F maj — D min; Си мажор — соль мин; Ми мажор — до мин .; Ля мажор ♭ — F мин; Соль мажор — ми мин; C ♭ major — ля мажор

Мажорная тональность

И мажор, и минор включают по 7 нот, но их структура разная.

Если мы возьмем в качестве примера до мажор, то нота C будет корнем, с которого начнется отсчет. Итак, ступени находятся на некотором расстоянии друг от друга:

  • I-II (тон);
  • II-III (тон);
  • III-IV (полутон);
  • IV-V (тон);
  • V-VI (тон);
  • VI-VII (тон);
  • VII-I (полутон). Создание крупного масштаба

Следует помнить, что полутон — это минимальное расстояние между звуками, а тон — это сумма двух полутонов.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ ИХ ЗНАКИ
БОЛЬШЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1)
До мажор незначительный нет знака нет знака
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7)
Соль мажор ми минор 1 диез ж
Ре мажор да второстепенный 2 острых делать
Важно фа-диез минор 3 диез идет к солнцу
Ми мажор до-диез минор 4 острых предмета это только король
Да майор соль-диез минор 5 диез просто иди туда
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диез fa do sol re la mi
До-диез мажор незначительный острый 7 диез fa do sol re la mi si
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7)
Фа мажор ре минор 1 квартира да
Си-бемоль мажор соль минор 2 тарелки да меня
Ми-бемоль мажор до минор 3 тарелки да я там
Бемоль мажор фа минор 4 тарелки да король
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 квартир да, ми ла ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 квартир да, ми ла ре соль делать
До-бемоль мажор в бемоль минор 7 квартир да ми ла ре соль делать назад

Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ

на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.

Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.

Энгармонизм тональностей

Клавиши могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но они также могут быть ангармонически одинаковыми. Посмотрим, что это значит.

Ангармонический звук — это один и тот же звук с разными названиями и написанием нот. Например, нота ми-бемоль звучит как нота-ре-диез. Эти записи написаны на разных линейках, с разными случайностями. Но на самом деле за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные ключи — это ключи, которые звучат одинаково, но написаны в разных нотах в примечаниях и имеют разные знаки происшествия. Например, тональность ми-бемоль минор энгармонически равна тональности ре-диез минор. Тональность ля мажор-диез ангармонически равна тональности си-бемоль мажор.

Квинтовый круг тональностей

пятый круг

Отдельно говорим о так называемом «Четвертом — пятом круге оттенка» или только о пятом круге.

Все ключи делятся на мажор и минор, которые, в свою очередь, делятся на диезы и бемоли.

То есть формируется 4 группы оттенков:

  1. большой острый;
  2. капитальная квартира;
  3. острый минор;
  4. второстепенная квартира.

Для мажорных нот обратный отсчет начинается с до мажор, не имеющего знаков, а для минорных, соответственно, с ля минор. Направление движения можно сохранить следующим образом:

  • сильный признак увеличения, затем перемещаем клавиатуру;
  • плоско-убывающий знак — перемещаем клавиатуру.

Итак, пятый круг или четверть пятого круга (помните, что четвертый вращается в пятый) — это диаграмма, на которой показаны все существующие ключи, и вы можете видеть, что и знаки, и ключи расположены в квинтах: диезы на , плоский вниз от до мажор — ля минор, в котором 0 знаков.

Рассмотрим этот круг сверху, где нет знаков — это тональности до мажор и его параллель — ля минор (запомните это!).

Диапазон острых клавиш варьируется от фа-диеза в H.5 (чистые квинты — от 1/2 тона) до:

Fa-Do-Sol-Re-La-Mi-Si — Сетевой приказ ключу (они показаны красным слева).

И, если вы читаете задом наперед:

Si-Mi-La-Re-Sol-Do-Fa — порядок плоских клавиш (слева синим).

легко запомнить: диез — нота увеличивается, а острые клавиши располагаются — по мере повышения температуры.

Также плоский — нижняя нота и плоский — вниз.

Также присмотритесь к оттенкам с цифрами 0 и 7 с обеих сторон — это:

До мажор — Ля минор = 0 символов

До-диез мажор — диез минор = 7 диез

До-бемоль мажор — Ля-бемоль минор = 7-бемоль

Конечно, можно двигаться пятыми, каждый раз ставя знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, при котором тоники, например, основные диезные клавиши (C, G, D, A, Mi, C, F #, C #) можно установить за секунды. Этот порядок будет представлять собой обычное расположение клавиш, сначала с четным числом символов, затем с нечетным числом: для получения дополнительной информации см. Здесь: клавиши основной шкалы и здесь: тональность естественной минорной шкалы

Для чего нужны тональности

Мы узнали, что такое оттенки. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Раньше оттенки имели гораздо более глубокое значение, чем сейчас. Так, в музыке И.С. Баха ключи символизировали различные сюжеты Евангелия. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха можно прочитать у В.Б. Носина.

В музыке романтической эпохи композиторы также наделили тональность особым смыслом. Например, ми-бемоль мажор использовалось, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор использовался для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В 20 веке композиторы Новой Венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и расширили музыкальную структуру, в связи с чем появилась атональная музыка. Тем из вас, кто особенно любопытен, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шенберга — с ним связано начало атональности.

Сегодня семантика тональности потеряла смысл, но практическая составляющая осталась. Давайте подробнее разберемся, зачем нужны ключи и как ими пользоваться.

Первое и понятное значение тональности — настроение. Как вы помните, тональность бывает мажорной или минорной, от которой зависит настроение музыки. Бывают и случаи, когда минорная пьеса звучит бодро и живо, а мажорная, наоборот, погружается в задумчивое состояние, восстанавливая воспоминания и легкую меланхолию. Скорее, эти нюансы могут быть достигнуты с помощью сюжета, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. С другой стороны, тональность сразу дает понять, какое настроение приносит музыка.

Второе значение оттенков связано с комфортом. Музыканты, которые аккомпанируют певцам, часто сталкиваются с ситуацией, когда певец «не в голосе» и просит сыграть на полторы ниже исходной, чтобы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может переложить музыкальное произведение из одной тональности в другую, транспонировать на лету и сыграть одно и то же произведение в разных тональностях.

Разница между dur и moll

Всем известно ярко выраженное отличие двух основных режимов друг от друга:

  • майор — веселый и светлый (в переводе с латинского — «большой»);
  • минор — грустный и мрачный (в переводе с латинского «маленький»).

Но если вы посмотрите на это профессионально, разница в звуке имеет основу, которая может оправдать этот модальный контраст.

По курсу музыкальной грамматики следует, что гамма состоит из 7 нот (октава первая, а только следующая октава), иными словами каждая нота — это шаг. В результате таких же шагов будет семь. Хотя они принадлежат к одному семейству (например, тональность до мажор или до минор), они выполняют разные функции.

Поэтому члены семьи делятся на стабильную и нестабильную фазы. Первые играют основную роль в тональности, вторые могут «ходить» и непостоянны. Они расползаются (рассасываются) в устойчивые или претерпевают модуляцию (переходят в другую тональность).

В минорной тональности стабильная III ступень всегда будет опускаться на полутон (от ми до ми-бемоль). Именно этот (плоский) знак альтерации образует минорное трезвучие.

Триада — это трехступенчатое соглашение.

Тоническое трезвучие до мажор

Параллели

В музыкальной терминологии есть такое понятие, как «параллельные ключи». Он включает в себя сходство отметин выветривания (плоских и острых) на определенной высоте и в точном порядке.

Это означает, что второстепенные ключи параллельны основным ключам. На первый взгляд может показаться, что принцип параллельности построен так: до мажор — до минор; Ре мажор — ре минор, но это частая ошибка новичков.

Сколько тональностей всего

Итак, мы обнаружили, что у каждого ключа есть сестра, параллельный ключ. Также клавиши могут заменять друг друга ангармоническим способом. А теперь давайте узнаем, сколько всего оттенков.

Если вы посчитаете все черные и белые клавиши в октаве, вы получите 12 (7 белых клавиш и 5 черных клавиш). Из каждого из них мы можем построить шкалу, соответственно у нас получается 12 оттенков. Но нельзя забывать об одноименном оттенке. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.

Теоретически можно получить 30 оттенков:

2 — нет признаков переделки

14 диезов (7 мажорных и 7 минорных)

14 квартир (7 основных и 7 второстепенных)

Теоретически существуют ключи с более чем 6 случайностями, но на практике они не используются. Их логично заменить на энгармонично ровные оттенки. Например: в до-диез мажор 7 символов, а в ре-бемоль ангармонически равных — 5. Поэтому клавиши с большим количеством символов заменяются на ангармонически равные, а фактически используются 24 клавиши.

В таблице ниже вы найдете названия всех 30 клавиш, их буквенные обозначения и количество модифицирующих символов для каждой.

знаки в тональных таблицах

Энгармонически равные тональности

Знание ангармонизма клавиш будет полезно на практике, например, при игре гамм на инструменте: если вы можете сыграть мажорную гамму ре-бемоль, у вас не будет проблем с игрой мажорной гаммы C #. На бумаге они разные, но на инструменте они абсолютно идентичны по шкалам звука. Ангармонически равные ключи увеличивают количество ключей до 30, поскольку существует 6 пар ангармонически равных ключей:

  • си-минор — аис-минор
  • H-dur — Ces-dur
  • es-moll — дис-минор
  • Fis-dur — Ges-dur
  • gis-moll — Come-moll
  • Des-dur — Сис-мажор

Как определять?

Есть очень простой способ быстро определить параллельные ключи. Из курса сольфеджио студенты знакомятся с концепцией интервала. Один из них — третий (ширина клавиши III и включает два звука по краям).

Таким образом, параллель можно определить по третьей, но небольшой. Бывают маленькие и большие интервалы, их разница заключается в сумме тонов. Большая треть состоит из 2 тонов, а малая треть — из 1,5.

Если вам нужно найти параллель мажору, то из основной ноты — C, например, мажорной тональности, мы строим второстепенную треть, следовательно, мы спускаемся к ноте A — и это именно то, что нам нужно было найти. В результате получается, что второстепенная минорная тональность до мажор будет минорной.

Ключевая схема строительства

С минором все так же, с точностью до наоборот: дается ми минор, нужно сразу найти ему параллель. Из ноты Mi строим небольшую треть, но уже вверх получаем звук G.

В заключение: ми минор параллельна соль мажору и включает в себя те же символы.

Принцип, чтобы не запутаться:

  • если нужно найти минорный ключ — минорный третий GI;
  • если нужно найти мажорный ключ — второстепенный третий UP.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

ключевая группировка

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Какие тональности считаются параллельными

параллельные тональности минор

Параллельные ключи — это ключи, в которых есть одинаковые ноты, но расположенные только в другом порядке. То есть, фактически, освоив мажорную тональность, вы можете легко импровизировать в минорной тональности, параллельной ей. Самый простой пример — это гамма до мажор и минор, ноты, имеющие один и тот же корень, но разные.

Не путайте параллельные ключи со связанными. Второй тип определяется триадами, которые могут быть построены на шагах одной тональности. У каждого ключа есть шесть братьев и сестер и только одна параллель.

Построение

В мажоре в обязательной последовательности находятся:

  • тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

В минорной тональности:

  • тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Здесь, кроме пониженной III ступени, полутонами спускаются VI и VII ступени.

До мажор и до минор

Две описанные выше схемы являются основой для построения всех мажорных и минорных ключей.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

строить маленькие трети

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

В чем суть?

Клавиши похожи тем, что имеют одинаковые метки изменения, но они параллельны, потому что режимы противоположны. Например, до мажор параллельно ля минор, так как нет знаков ни в первой, ни во второй тональности. Если вы посмотрите на клавиатуру пианино, они полностью пройдут над белыми клавишами.

Тональность ре мажор будет параллельна си минору, так как в скрипичном ключе первая и вторая клавиши имеют диез F и C.

Ре мажор:

  • I — II (тон);
  • II — III фа-диез (тон);
  • III фа-диез — IV (полутон);
  • IV — V (тон);
  • V — VI (тон);
  • VI — VII до-диез (тон);
  • VII до-диез — I (полутон).

h-moll (минор пишется строчными латинскими буквами):

  • I — II до диез (тон);
  • II до-диез — III (полутон, III ступень);
  • III — IV (тон);
  • IV — V фа диез (тон);
  • V F-диез — VI (полутон);
  • VI — VII (тон);
  • VII — I (тон).

Второстепенные ключи такие же, как и основные.

Стоит отметить, что параллель оттенку может быть только одна. До мажор параллельно только ля минор и так далее.

Виды минора

Есть 3 разновидности минора, которые преобразуют его, наполняя более яркими, но характерными звуками:

  • естественный;
  • гармонический;
  • мелодичный.

Естественный вид минора самый простой, он предстает перед нами в классическом варианте без каких-либо изменений:

  • основной тонический уровень — А;
  • вторая ступень — Si;
  • следующий в строке — До;
  • четвертый в списке — Король;
  • второстепенная доминанта — Ми;
  • шестой чистый — Закон;
  • чистый седьмой — Соль;
  • а еще тоник — А.

Звук прозрачный, упрощенный и менее характерный.

Гармоническая форма минорной тональности очень яркая и наиболее предпочтительная на практике.

  • первое тонизирующее средство — ЛА;
  • второй по-прежнему C;
  • третий, образующий второстепенную треть — До;
  • субдоминанта — Царь;
  • самоуверенная доминанта — Ми;
  • шестой, все еще спокойный, — это Фа;
  • уже усиленный и нервный — соль-диез;
  • разрешено в тонике — А.

Особенность конструкции — поднять VII степень, которая все еще пытается разрешиться в тонике. Его рвение часто бывает трагедией. Этот прием часто используется как окончание музыкальной фразы и произведения в целом.

Мелодичный вид минорной тональности наиболее сложен, так как имеет наибольшее количество изменений.

  • основной владелец — Ла;
  • вторая конюшня — C;
  • характерный ключ — Вверх;
  • четвертый субдоминанта — Ре;
  • утверждено в правах — Ми;
  • дополненная шестая — фа-диез;
  • за ним седьмой крылатый — соль-диез;
  • верх шкалы — А.

Поднимаясь вверх, VI и VII ступени наверху цепочки плавно и долго переходят, благодаря чему вид получил свое название. Стоит отметить, что в нисходящей версии мелодической формы нет, то есть в обратном порядке минор будет звучать как натуральный:

  • к более высокому;
  • спокойный седьмой — Соль (бекар);
  • за ней умиротворенный шестой — Фа (бекар);
  • все также стабильно — Mi;
  • субдоминанта — Царь;
  • малая треть — C;
  • тянется к тонику — С;
  • точка в радиусе действия — А.

Все виды несовершеннолетних

Бекарс (знак отмены подъема и падения) устраняет острые углы, которые были необходимы для увеличения VI и VII ступеней. Поскольку они не изменяются в своей естественной форме, бекар возвращает их к их классической форме.

В большинстве также присутствуют все типы, но изменения в структуре разные.

Источники

 

  • http://earsfingers.ru/chto-takoe-tonalnosti-i-kak-ix-ispolzovat/
  • https://muz-teoretik.ru/parallelnye-tonalnosti/
  • https://pereborom.ru/parallelnye-tonalnosti/
  • https://FB.ru/article/385413/minornaya-tonalnost-osobennosti-svoystva-i-trebovaniya
  • https://musicnotes.info/tonalnost-v-muzyke

Оцените статью
Теория музыки