Обучение музыки

Аккорды на фортепиано: виды и построение в тональности До мажор — Соль мажор (Урок 5)

Тема: Упражнения Раздел: Клавиатура Теги: Клавишники, Упражнения Дата публикации: 8 июня 2015, 12:56 Мне нравится Нравится

Доброго времени суток дорогие друзья! Что ж, сейчас самое время почувствовать себя маленьким композитором. Надеюсь, вы уже немного узнали об азбуке нотной грамоты…

Обычно следующий этап обучения игре на фортепиано — зубрежка, что приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляющиеся в компании друзей, конечно, могут играть довольно сложные пьесы, но .. если есть ноты. Подумайте, многие ли из вас, приходя к нам в гости, думают о таких вещах, как ноты? Думаю, нет или очень мало :-). Все заканчивается тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.

Метод «обезьяны» — да, я намеренно использую это слово, потому что он отражает суть самого безрассудного зубрежки — эффективен только вначале, особенно при запоминании простых игр и для тех учеников, у которых много терпения. Когда дело доходит до более сложных вещей, вы должны повторять одно и то же в течение нескольких часов. Это вполне подходит для тех, кто хочет стать концертным пианистом, ведь им нужно выучить каждую ноту великих мастеров.

Но для тех, кто просто хочет сыграть свои любимые мелодии в свое удовольствие, это слишком сложно и совершенно бесполезно. Вам не нужно играть пьесы любимого оркестра именно так, как они написаны, как если бы вы играли пьесу Шопена. Фактически, почти все авторы популярной музыки сами даже не пишут транскрипции для фортепиано. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я покажу вам, как это делается сейчас.

Если простая песня на тему фильма «Крестный отец» выпущена под аккомпанемент фортепьяно, так как выпускаются великие хиты из прошлого и настоящего, это может выглядеть так:

Способов организовать тему может быть бесконечное количество, один не хуже другого, из них вы можете выбрать один на свой вкус. Вот такой:

Обычная фортепианная аранжировка даже простой темы, подобной приведенной выше, выглядит довольно запутанной. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на странице нот.

Первый куплет называется вокальной партией, потому что его используют певцы, которым просто нужно знать мелодию и слова. Вы сыграете эту мелодию правой рукой. А для левой руки буквенное обозначение аккордов написано над вокальной частью. Им и будет посвящен этот урок.

Аккорд — это комбинация трех или более тонов, звучащих одновременно; кроме того, расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчиняются определенному шаблону.

Если одновременно звучат два тона, они не считаются аккордом — это просто интервал.

С другой стороны, если несколько клавиш пианино нажимаются одновременно ладонью или кулаком, их звук также нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подвержены какой-либо значительной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)

Аккорды — трезвучия

Начнем с простых аккордов из трех нот, также называемых трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.

Трезвучие строится из основной ноты, которая называется основным тоном, из последующего соединения двух третей. Напомню, что третий интервал большой и маленький и составляет 1,5 и 2 тона соответственно. В зависимости от того, из каких третей состоит аккорд, определяется его тип.

Для начала напомню, как заметки представлены буквами:

Теперь посмотрим, чем отличаются аккорды:

Мажорное трезвучие состоит из большой трети, затем второстепенной трети (b3 + m3), обозначенных в сценарии латинскими заглавными буквами (C, D, E, F и т.д.):

Младшая триада — от малой, а затем большой трети (m3 + b3), обозначается прописной латинской буквой со строчной (второстепенной) буквой «m» (Cm, Dm, Em и т.д.):

Редуцированная триада состоит из двух второстепенных третей (m3 + m3), обозначаемых латинской заглавной буквой и «тусклым» (Cdim, Ddim и т.д.):

Увеличенная триада состоит из двух больших третей (b3 + b3), обычно обозначаемых латинской заглавной буквой c +5 (C + 5):

Как брать аккорд?

Как только вы узнаете, какие ноты включены в аккорд, вы можете начать их играть. Аккорд проигрывается одновременным нажатием всех или каждой ноты. Со временем вы найдете свои собственные способы воспроизводить звук, но на этом этапе важно правильное расположение пальцев, так называемая аппликатура. Положение ваших пальцев и рук при взятии аккордов немного отличается от порядка, в котором проигрывается мелодия. Вот несколько советов, на которые следует обратить внимание в первую очередь:

  1. держите пальцы естественно изогнутыми и высокими;
  2. при нажатии клавиш используйте вес руки, а не силу пальцев;
  3. поиграйте кончиками пальцев, ногти следует остричь;
  4. старайтесь держать руки и плечи свободными в естественном положении;
  5. наиболее распространенная триада аппликатуры — мизинец, средний и большой палец (левая рука) и большой, средний и мизинец (правая рука); Например, для аккорда ре-мажор положение пальцев будет совершенно другим: большой палец в ре-бемоль, средний палец в фа и мизинец в ля-бемоль для правой руки и наоборот для левой.

И помните, каждый аккорд нужно играть медленно, снова и снова. Играйте твердыми и слегка «изогнутыми» пальцами, всегда держите руки и плечи свободными. Вы сможете играть аккорды более свободно, если научитесь использовать вес руки, не напрягая запястье и не используя силу пальцев. Изучение фортепианной аппликатуры и развитие техники — фундаментальные принципы обучения игре на любом музыкальном инструменте.

Augmented

Расширенный аккорд состоит из следующих нот :
1-я, 3-я мажорная, 5-я увеличенная

Итак, игла выглядит так: AC # F
(интервалы между соседними нотами — мажорные трети, т е. 4 полутона)

Обычно они пишутся как «Авг», «А +» или «А + 5’.

Основные и неосновные аккорды

Если вы еще не совсем запутались, я дам вам еще одну важную информацию об аккордах.

Они делятся на основные и второстепенные. Впервые нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых можно написать аккомпанемент самых популярных песен.

Фундаментальные аккорды — это аккорды, построенные на основных или, другими словами, на основных пассажах тональности. Такими шагами считаются шаги 1, 4 и 5.

Следовательно, минорные аккорды строятся на всех остальных пассажах.

Зная тональность песни или пьесы, вам не нужно каждый раз рассчитывать количество тонов в трезвучии, достаточно знать, какие знаки есть у клавиши, и вы можете безопасно играть аккорды, не задумываясь об их структуре.

Diminished

Последние упомянутые аккорды отклонились).

Уменьшенные аккорды записываются как «тусклые» или иногда с кружком (Cdim или Co).

Дим-аккорды состоят из следующих нот:

1-я, 3-я минор, 5-я уменьшенная, 7-я двойная квартира (двойная квартира — для понявших)

(дабл-бемоль 7-я — это та же нота, что и мажорная 6-я, но в теории музыки она обычно записывается как дабл-бемоль 7-я, и не спрашивайте почему !)

Таким образом, Adim будет: A, C, Eb, Gb

Обратите внимание, что интервалы между последовательными нотами в тусклом аккорде ALL составляют минорные трети.

Это означает, что если вы уменьшите аккорд C, вы получите те же ноты, что и Adim.

Другими словами, Adim = Cdim = Ebdim = Gbdim = A + C + Eb + Gb. Итак, когда вы играете слабый аккорд, перемещая его вверх или вниз на три лада, вы получите тот же аккорд!

Seventh

7 в аккордовой записи означает добавление септальной ноты к основному аккорду. Потому что он добавлен — для красоты, экзотики, а значит можно и без него, то есть написано А7, а ты играешь только аккорд А и будет правильно, перегородки, украшающей звук, просто не будет аккорда ми ми, но гармония соглашения не будет нарушена.

Классификация по количеству звуков

Аккорды различаются по количеству звуков, основная строка звука состоит из 7 звуков, она начинается с «до», заканчивается «да».

Эти ноты относятся к первой октаве. В последующих октавах они будут иметь похожие имена. Также внизу расположены звуки, расположенные до начальной октавы.

«До» — своеобразная основа для этого диапазона. Теория музыки называет это первой степенью гармонии.

Что называется ладом? Это звуковая аранжировка, выбранная в октаве, которая служит особым взаимодействием между ними.

Каждому звуку гаммы присваивается определенный шаг (номер), выраженный римскими цифрами. Обычно октава заканчивается номером шага на 1 октаву выше, иногда обозначаемым как VIII.

Если брать во внимание тонический звук, то аккорды аккордов — это звуки любой гаммы, расположенные на расстоянии одной трети.

Чтобы играть аккорды на фортепиано, вам нужно удерживать несколько нот одновременно или по одной.

Аппликатура очень много значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учтите рекомендации:

  1. Держите пальцы расслабленными, в естественном положении, свободными.
  2. При игре на пианино действует сила рук, а не сила пальцев.
  3. Не перенапрягайте руки, плечи.
  4. Для триады используйте один и тот же большой, средний и мизинец левой руки параллельно.
  5. Аккорда имеет характерное мерное время.

Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, ориентируйтесь на конкретное положение пальцев. Так что научитесь быстро и правильно разучивать фортепианные аккорды.

Трезвучие

За количеством тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, трети, первая. Во-первых, это также дает определение — тонизирующее.

Для игры достаточно трех пальцев, однако добавленные трезвучия других октав не так легко воспроизвести.

Септаккорды

Изысканный звук состоит из более чем трех звуков. Украсить, обогатить музыку помогают седьмые аккорды — 4 звука, расположенные в третьем. Пара экстремальных звуков имеет семеричный диапазон.

Теоретически их 7 видов, но их больше. Самые распространенные из них называются мажор мажор, минор минор, мажор, большой увеличенный.

Фонизмы этих аккордов различны: от светлого, мажорного, до темного, интенсивного.

Большинство остальных требует виртуозности, сноровки. Септакорды используются для добавления цвета, яркости и полноты популярным песням.

Нонаккорды

Разнообразие на этом не заканчивается. Добавление девятого шага к звукам приводит к отсутствию аккорда.

Их функциональные отличия (основные — основные) образуют расстояние между шагами. Мажорные неаккорды называются минорными и мажорными.

Рекомендации для начинающих музыкантов:

  1. Сыграйте аккорды на белых клавишах.
  2. Только в соответствии с настроением музыки, ее характером выбирайте правильную последовательность.

Постановка пальцев на пианино

Ярлык:

Какие аккорды бывают?

Согласно классификации аккорды делятся на следующие категории: по характеру звука или интервала (мажорные и минорные трезвучия), по основному тону (основной тон — тот, в котором основной тон совпадает с самой низкой нотой), по положению в тональность (нестабильная и устойчивая) и в музыкальной системе (хроматическая и диатоническая). По количеству тонов аккорды делятся на трезвучие, септаккорд, неаккорд, одиннадцать аккордов, третий аккорд.

Мы уже узнали, что такое трезвучие, давайте просто вспомним, что звуки трезвучия находятся в мажорной и минорной третях и, в зависимости от их комбинации, их четыре типа: мажорная, минорная, увеличенная (2 мажорные трети) и уменьшился (2 второстепенных).

Седьмой аккорд состоит из четырех звуков, также расположенных в трети. Он получил свое название от семифазного интервала и различается по типам: большой большой, например, CEGB, маленький большой (CEGB-flat), большой и маленький второстепенный, уменьшенный, маленький уменьшенный и большой увеличенный (do-eg-sharp — Да).

Аккорд, содержащий 5 звуков, называется неаккордом. Если вы организуете его в трети, он будет содержать 4 трети, 3 пятых, 2 септаккорда и 1 нет, 2 септаккорда и 3 трезвучия. Есть два типа неаккордов: большие неаккорды (с большими неаккордами) и маленькие неаккорды.

Следующий аккорд, называемый ундэцимаккордом, состоит из шести звуков. Крайние ноты этого аккорда имеют неаккордный интервал, то есть третье дополнение к неаккорду.

Если диапазон крайних звуков — трет-децим, а количество нот — 7, то этот аккорд будет называться трет-децимакордом.

На первый взгляд все так сложно, столько непонятных терминов и кажется, что невозможно освоить аккордовую аппликатуру, но не стоит отчаиваться: начинающие начинают играть первые два вида, и их достаточно, чтобы играть много песни и сочинения, затем осваиваются по желанию и другие.

Таблица аккордов для пианино

Конечно, научиться игре на клавишных или любом другом инструменте — сложный навык, но если вы поставите перед собой цель и будете следовать правильному систематическому подходу, отказавшись от поиска быстрых и простых методов, вы добьетесь успеха. И помните, чем больше вы практикуетесь, тем быстрее вы научитесь овладевать техникой игры на фортепиано. Не сдавайтесь и убедитесь, что играете с удовольствием!

Если вы все еще не до конца понимаете, то все же существует профессиональное мнение — как правильно выбрать цифровое пианино

Примеры построения аккордов

Смущенный? Ничего такого. Просто посмотрите на примеры, и все станет на свои места.

Далее возьмем тональность до мажор. Основными градациями (1, 4, 5) в этой тональности являются ноты C (C), F (F) и G (G). Как известно, в до мажоре на тональности нет отметок, поэтому все аккорды в ней будут взяты на белых клавишах.

Как видите, аккорд C состоит из трех нот C (C), E (E) и G (G), которые легко нажимать одновременно пальцами левой руки. Обычно используют мизинец, средний и большой пальцы:

Попробуйте сыграть аккорд C левой рукой, начиная с любой ноты C (C) на клавиатуре. Если начать с самой низкой C, звук будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд C, начиная с первой ноты a (C) до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и насыщенно, а во-вторых , в него не входят те клавиши, которые могут потребоваться для воспроизведения мелодии правой рукой.

В любом случае играйте аккорд C на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Вы можете сделать это быстро.

Аккорды F (F мажор) и G (G мажор) внешне похожи на аккорд C (C мажор), который, очевидно, начинается только с нот F (F) и G (G).

Быстро построить аккорды F и G для вас не будет сложнее, чем аккорд C. Когда вы сыграете эти аккорды на разной высоте, вы хорошо поймете, что фортепианная клавиатура — это просто серия повторений одного и того же фрагмента.

как будто перед вами выстроились восемь одинаковых пишущих машинок, только с ленточкой разного цвета на каждой из них. Вы можете набрать одно и то же слово на разных пишущих машинках, но оно будет выглядеть по-разному. В зависимости от того, в каком регистре вы играете, можно извлекать из фортепиано различные цвета. Я говорю все это для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на небольшом отрезке, вы можете использовать всю громкость звука инструмента по своему желанию.

Играйте аккорды C (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) сколь угодно часто, чтобы найти их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите глазами нужную точку на клавиатуре, затем кладите пальцы на клавиши, не нажимая на них. Когда вы обнаружите, что ваша рука почти мгновенно находится в желаемом положении, начните фактически нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть важность чисто визуального аспекта игры на фортепиано. Как только вы сможете визуализировать, во что вам нужно играть, проблем с физической стороной игры не возникнет.

Теперь возьмем тональность соль мажор. Вы знаете, что с ключом в нем стоит знак — F-диез (f #), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем диезом, то есть аккордом DF # -la (D)

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными аккордами — это тип трезвучия или септаккорда, к которому был добавлен дополнительный аккорд.

Мажорное трезвучие с дополнительной IX ступенью (Cadd9)


Схема аккорда до мажор с дополнительной (добавленной) надрезом IX (Cadd9).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Ми (Э) — третий по специальности (III степень);
  • Соль (G) — чистая пятая (шаг V);
  • Король (D) — великий девятый (IX степень).

Мажорное трезвучие с добавленной XIII ступенью (Cadd13)


Схема аккорда до мажор с дополнительным (добавленным) шагом XIII (Cadd13).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Ми (Э) — третий по специальности (III степень);
  • Соль (G) — чистая пятая (шаг V);
  • А (Ла) — терцдецим (XIII степень, с шестой по девятую).

Аккорды с задержанием

Удерживающий аккорд — это трезвучие или септаккорд, в котором третий (III) заменяется вторым (II) или четвертым (IV). Аккорды для захвата фортепиано и клавиатуры не отличаются от аккордов других инструментов.

Особенностью сус-аккордов является то, что из-за отсутствия трети в трезвучии такой аккорд нельзя однозначно отнести к мажорной или минорной гамме. Однако в контексте музыкального произведения может подразумеваться их принадлежность к одному из двух режимов.

Мажорный аккорд с задержанием (Csus2)


Схема аккордов до мажор со вторым регистром (Csus2).

Аккорд состоит из трех основных звуков:

  • C (C) — основная хорда (основная);
  • D (D) — вторая ступень (II ступень, верхний (нисходящий) вступительный тон);
  • Соль (G) — это чистая квинта (шаг V).

Мажорный аккорд с задержанием (Csus4)


Образец аккордов до мажор с остановками в четвертой степени (Csus4).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Fa (F) — чистая четвертая (IV степень);
  • Соль (G) — это чистая квинта (шаг V).

Пауэр-аккорд (C5)


Схема силового хорда C5).

Аккорд состоит из двух звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Соль (G) — это чистая квинта (шаг V).

Аккорды с надстройками

В дополнение к более знакомым аккордам из трех и четырех звуков, есть аккорды из пяти или более звуков. Такие аккорды для фортепиано и клавишных, а также других музыкальных инструментов формируются путем последовательного добавления дополнительных пассажей (настоящих дополнений) к седьмому аккорду, аранжированных для третей.

Проходы надстройки включают XI (девятый), XI (одиннадцатый), XIII (tertsdecima) и другие последующие переходы. Следует отметить и всегда помнить, что дополнительные отрывки в композиции не меняют качества септаккорда и его гармонической функции в гамме. Проще говоря, минорный септаккорд всегда остается второстепенным, независимо от добавлений, которые появляются в его структуре. То же самое и с мажорными аккордами.

Мажорный нонаккорд (C9)


Схема до мажор не аккордов (C9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Ми (Э) — третий по специальности (III степень);
  • Соль (G) — чистая пятая (шаг V);
  • Б-бемоль (Bb) — малая седьмая (VII низкий сорт);
  • Король (D) — великий девятый (IX степень).

Мажорный ундецимаккорд (C11)


Схема до мажор ундцимакорд (C11).

Аккорд состоит из шести звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Ми (Э) — третий по специальности (III степень);
  • Соль (G) — чистая пятая (шаг V);
  • Б-бемоль (Bb) — малая седьмая (VII низкий сорт);
  • D (D) — большая девятая (IX степень);
  • Fa (F) — одиннадцатый (XI степень).

Мажорный терцдецимаккорд (C13)


Схема децимакорда мажорных третей до мажор (C13).

Аккорд состоит из семи звуков:

  • C (C) — основа хорды (фундаментальная);
  • Ми (Э) — третий по специальности (III степень);
  • Соль (G) — чистая пятая (шаг V);
  • Б-бемоль (Bb) — малая седьмая (VII низкий сорт);
  • D (D) — большая девятая (IX степень);
  • Fa (F) — одиннадцатый (XI степень);
  • Ла (А) — терцдецим (XIII степень).
Источники

 

  • https://topzvuk.com/obuchenie/uprazhneniya/dlya-klavishnikov/1514.html
  • https://www.legato.su/stati/accords-piano.html
  • https://schmusic.ru/%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85/
  • http://earsfingers.ru/akkordy-na-fortepiano-tablica-i-sochetanie/
  • https://samesound.ru/write/72956-common-chords-on-piano-and-keys

Оцените статью
Теория музыки