- Скрипичные ключи
- Ноты первой октавы в теноровом ключе
- Теноровый ключ
- Ноты малой октавы в альтовом ключе
- Что означает музыкальный размер и что такое такт
- Расположение нот на нотном стане
- Басовые ключи
- Ключи «до»
- Альтовые ключи
- Паузы
- Ноты первой и второй октавы в альтовом ключе
- Длительности нот
- Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
- Разберем примеры
- Система басового и скрипичного ключа
Скрипичные ключи
Современные композиторы и художники используют скрипичный ключ. Этот символ обозначает ноту G первой октавы нотоносца. Там, где он зарегистрирован, ключ начинает свой первый раунд. Над «G» находится «A» и ноты вверху, под ней — «F» и все, что между ними. 200-300 лет назад помимо скрипичного ключа использовался старинный французский ключ. С его помощью были записаны партии для флейты. Сейчас этот символ заброшен и требуется только при восстановлении старых мелодий.
В скрипичном ключе пишут:
- партии для женского голоса и высокого мужского голоса — тенор;
- ноты для скрипки, гитары, ударных и духовых инструментов;
- ноты для правой руки фортепиано.
Звуки скрипки в основном записываются в скрипичном ключе, так как он охватывает первую и вторую октаву.
Ноты первой октавы в теноровом ключе
Теноровый ключ
Теноровый ключ отличается от альтового ключа только своей «точкой отсчета», так как в нем нота БО первой октавы записана не на третьей строке, а на четвертой. Теноровый ключ используется для фиксации музыки для таких инструментов, как виолончель, фагот, тромбон. Надо сказать, что партии одних и тех же инструментов часто записываются в басовом ключе, а теноровый ключ иногда используется.
В тоне тенора преобладают ноты малой и первой октавы, а также в альте, однако по сравнению с последним в расширении тенора высокие ноты встречаются гораздо реже (в альте, Напротив).
Ноты малой октавы в альтовом ключе
Если ноты первой октавы в альтовом ключе занимают верхнюю половину нотоносца (начиная с третьего ряда), то ноты минорной октавы записываются ниже и занимают нижнюю половину соответственно.
- Нота C минорной октавы в альтовом ключе написана под первой дополнительной линейкой.
- Нота PE малой октавы в альтовом ключе написана на первой вспомогательной строке внизу.
- Нота ми минорной октавы альтового ключа находится под нотным станом, ниже его первой основной линии.
- Нота F малой октавы в альтовом ключе находится в первой основной строке нотоносца.
- Маленькая октавная СОЛЬ-нота в альтовом ключе записывается между первым и вторым тактами нотоносца.
- Нота LY минорной октавы альтового ключа занимает, соответственно, вторую строку нотоносца.
- Малая октавная нота C, в альтовом ключе ее адрес находится между второй и третьей строкой нотоносца.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
У каждого музыкального произведения есть измерение. Но что это? Чтобы понять это, нам нужно познакомиться с концепцией пульсации, ритма и метра.
Вы, наверное, были на концертах, где публика начала аплодировать артисту во время его выступления. Поначалу аплодисменты могут показаться неуместными, но через несколько секунд они все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульс, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Единообразие, характеризующее музыкальное движение, — ПУЛЬСАЦИЯ.
Импульс имеет свою единицу измерения и называется SHARE. Доли равны, но не равны по силе. Есть сильные и слабые стороны. Первая доля всегда сильная, на изображении она показана красным. Слабые доли показаны синим цветом.
Последовательность сильных и слабых ударов создает METRO пьесы. В этом примере мы видим три акции, но это только один из возможных вариантов.
Расстояние от одного сильного удара до следующего сильного называется ТАКТ. На письме полосы разделяются штриховыми линиями.
Теперь мы знаем, что такое метр, бит, мера, и можем говорить о размерах.
Размер продукта выглядит как математическая дробь, но без разделительной линии. Вот некоторые примеры:
Верхнее число указывает, сколько долей содержит такт.
Нижнее число указывает длину каждого такта.
Число вверху указывает, сколько должно быть подсчитано в каждом такте (2, 4, 3, 6 и т.д.).
Цифра ниже показывает, как долго вам нужно бить пульс (четверти, восьмые и т.д.).
Несмотря на то, что удары однородны, такты могут быть заполнены нотами разной длины. Итак, в какой-то мере вы можете комбинировать восьмые, шестнадцатые, четвертные и другие длительности.
Калибровка может быть простой и сложной, но вы можете узнать больше об этом в статье «Размер».
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота — это музыкальный звук. Ноты различаются по высоте, и каждая нота имеет собственное обозначение. Кроме того, вы уже поняли, что нотный стан состоит из 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. У каждой заметки есть свое место. Фактически, именно так можно определить ноты, взглянув на обозначения в нотоносце. Теперь давайте объединим эти знания и посмотрим, как выглядит посох с заметками в самом общем виде (пока не будем смотреть на значки слева):
Посох посоха (он же посох) — это 5 параллельных линий, которые вы видите на изображении. Кружки на примечаниях являются символами примечаний. На верхнем нотоносце вы можете видеть ноты для первой октавы, под нотами для минорной октавы.
Отправной точкой в обоих случаях является нота C 1-й октавы, для которой предусмотрена дополнительная линейка. Разница в том, что на верхнем нотном стане ноты идут снизу вверх, поэтому нота C первой октавы находится внизу. В нижнем нотном стане ноты идут сверху вниз, поэтому первая октава C находится сверху.
Однако помните, что музыкальные звуки охватывают гораздо более широкий диапазон, чем низкие и первые октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о положении нот на нотоносце, необходимо изучить более подробную схему положения нот:
Самые наблюдательные из вас заметили, что мы не видим всех октав на подробной диаграмме. Чтобы увидеть правильное расположение всех заметок, нам снова потребуются дополнительные линейки. Посмотрите, как это выглядит на примере противоктавы:
Теперь вы готовы изучить размещение всех заметок на нотоносце. Для удобства мы будем согласовывать изображение нотоносца с клавиатурой фортепиано, на что вы уже уделили время, когда прошли урок № 1. Обратите внимание, где первая нота C первой октавы находится по отношению к линиям высокий и низкий персонал. Мы отметили это красным:
У большинства тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как вы ее запомнили ?! .. В общем, вам просто нужно запомнить положение первой ноты «C» 1-й октавы, а все остальные ноты находятся в определенной логической последовательности относительно первой ноты «C».
Упражнение «Лезгинка» поможет вам легче запоминать ноты. Удивительно, но к музыке он не имеет никакого отношения, а направлен на развитие координации работы левого и правого полушарий головного мозга у детей А. Сиротюк, 2015. Представьте, что кулак или ладонь со сжатыми пальцами представляют собой круг, обозначающий ноту, а прямая рука, опирающаяся на центр края ладони, является дополнительной линейкой с одним посохом:
Это поможет вам запомнить, что дополнительная линейка разрезает круг, представляющий ноту C, пополам»:
Дальше будет легче. Ноту «короля» можно представить как кулак, положенный на протянутую руку. Следующая нота «E» будет разрезана пополам удлиненной кистью, но кисть больше не будет представлять дополнительную линию, а будет самой нижней из пяти линий нотоносца. Для ноты «F» мы поднимаем кулак над линией и вырезаем ноту «G» удлиненной кистью, которая теперь изображает вторую линию нотоносца снизу. Думаю, вы понимаете принцип построения заметок. Точно так же вы можете выстроить нисходящие ноты относительно «C» первой октавы.
Есть и другие приемы мнемонического запоминания. «Разделенные» ноты на нотоносце можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (E- «mi») Good (G- «sol») Boy (B- «si») Does (D- «re») Бене (F- «F»). Заметки, отмеченные сплошными неразрезанными кружками, могут быть сохранены с использованием слова FACE: (F- «fa»), (A- «la»), (C- «to»), (E- «mi»).
Если вы хотите освоить специальную мнемонику, которая поможет вам запоминать любую информацию, запишитесь на наш курс «Мнемоника», и в короткие сроки (чуть больше месяца) вы поймете, что у вас нет проблем с памятью. Есть только более эффективные техники запоминания, чем те, которые вы использовали раньше.
Итак, с расстановкой заметок по кадрам мы думаем, что в целом все понятно. Более внимательные уже заметили, что при таком расположении нот есть места для диезов и бемолей, например, поднимать и опускать ноты больше нет. А для этого нам понадобятся случайности в примечаниях.
Басовые ключи
Самый распространенный басовый ключ после скрипки относится к группе ключей, обозначающих ноту «F». Его завиток начинается со второго конца линии нотоносца, где находится буква «f». Басовый ключ используется для записи партии:
- басовые инструменты, такие как: фагот, виолончель;
- контрабас (играет на октаву ниже) и пианино для левой руки;
- баритон и бас.
В группу «фа» входят баритонная и басовая клавиши, но они используются редко.
Первый пишет «фа» в средней строке, а второй — в верхней. Глубокий басовый ключ используется только для записи старинных произведений.
Ключи «до»
В основном в этих символах записываются вокальные партии, поэтому их называют спетыми голосами.
- Сопрано — аналогичное название — тройной; обозначает ноту C в нижней строке нотоносца.
- Mezzo Soprano — во второй строке пишется C.
- Тенор: Поставьте букву «C» в четвертую строку.
- Баритон — записывает ноту на пятой строке. Он совпадает с написанием ноты «фа», поэтому относится одновременно к двум группам клавиш — «до» и «фа».
Альтовые ключи
У этого знака на третьей строке нотоносца написана буква «С». Альт-ключ используется для записи партий для таких музыкальных инструментов:
- альт;
- тромбон.
Иногда метка используется для записи голоса.
Паузы
Отдых измеряется так же, как и длительность нот. Такой отдых может быть целым, половинным и так далее, однако отдых может длиться дольше, чем целая нота, и для этих случаев придуманы специальные названия. Так, если отдых длится в 2 раза дольше, чем целая нота, он называется коротким, если в 4 раза дольше — длинным, максимум 8 раз. Полный список имен с обозначениями можно увидеть в следующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о случайностях, написании нот, разметке отдыха и других понятиях, связанных с этой темой. Мы думаем, что этого более чем достаточно для задачи. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
Ноты первой и второй октавы в альтовом ключе
- Нота C первой октавы в альтовой тональности написана на третьей линейке.
- Нота PE первой октавы в альтовом ключе расположена между третьей и четвертой строками
- Нота E первой октавы в альтовом ключе помещена на четвертую линейку.
- Нота F первой октавы в альтовом ключе «прячется» между четвертой и пятой строками.
- Нота G первой октавы в альтовой тональности занимает пятую строку нотоносца.
- Нота первой октавы альтового ключа находится над пятой линейкой, над посохом сверху.
- Нота B первой октавы в тональности альта должна быть на первой дополнительной строке выше.
- Нота C второй октавы альтового ключа находится над первой добавкой, над ней.
- Нота PE второй октавы, ее альтовый адрес — вторая вспомогательная линейка сверху.
- Нота E второй октавы альтового ключа написана над дополнительной второй строкой нотоносца.
- Фа второй октавы в альтовом ключе занимает дополнительную третью строку нотоносца сверху.
Длительности нот
Изучая физические свойства звука на первом уроке, мы узнали, что для музыкального звука его продолжительность является важной характеристикой. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только, какую ноту нужно играть, но и как долго она должна играть.
Для облегчения навигации кружки заметок могут быть светлыми или темными (пустыми или затененными), иметь дополнительные «хвосты», «палочки», «линии» и т.д. Глядя на эти нюансы, сразу понимаешь, целая это нота или пол-нота, или что-то еще. Осталось понять, что значат «целая» нота, «половинка» и т.д.
Как рассчитать продолжительность:
1 | Целая нота — длится четное количество «раз и 2, и 3, и 4 и» (звук «и» должен произноситься в конце — это важно). |
2 | Половина — распространяется на «раз и 2» и «обратный отсчет». |
3 | Четвертый — распространяется на «раз и». |
4 | Восьмая — расширяется на «единицу» или на звук «и», если октавы идут подряд. |
5 | Шестнадцатая — успевает дважды повториться для слова «один» или для звука «е». |
понятно, что можно считать с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное приспособление — метроном. Там четко проверяется расстояние между звуками и кажется, что устройство имеет значение для вас. Сейчас существует бесчисленное количество программ метронома, как автономных, так и доступных в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, например, программу метронома Soundbrenner, а можно скачать программу настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет библиотека аккордов и метроном (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее посмотрим, как указывается длительность ноты.
Срок действия (номиналы):
- Вся заметка — это светлый значок (не нарисован.
- Полусветлый значок (неокрашенный) + штиль (вертикальная линия).
- Четвертый — темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмой: темный (заштрихованный) + значок спокойствия с «флажком» (также известный как «хвост»).
- Шестнадцатый — темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостом».
- Тридцать секунд: темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают длину звука в 1,5 раза.
Думаю, принцип понятен, но для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если банкноты 8, 16 и 32 идут подряд, их принято объединять в группы, а не «пестреть» большим количеством «решек» или «флажков». Для этого используется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие ноты объединены в группу для воспроизведения.
Объедините ноты в группу:
- 1 ребро — восьмое.
- 2 ребра шестнадцатые.
- 3 ребра — тридцать вторые.
- 4 ребра — шестьдесят четвертое.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются в одном такте. Напомним, что мера — это ноты и сопровождающие их знаки между двумя вертикальными линиями, которые называются линиями меры:
Как вы заметили, спокойствие может смотреть вверх или вниз. Здесь есть несколько моделей.
Тихое направление:
- Чтобы записать мелодическую линию без моментов, когда две или более ноты играются одновременно, успокоение направлено вверх для нот, показанных ниже середины нотоносца, и вниз для нот, нарисованных над серединой нотоносца. Спокойствие нот на 3-й (средней) линии может быть направлено вверх или вниз, но чаще они направлены вниз.
- Для записи двух мелодических строк, когда одновременно могут звучать несколько нот, штифты для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии — вниз.
Более подробную информацию о длительности ноты можно найти в «Элементарной теории музыки» Вахромеева В. Вахромеев, 1961.
И наконец, в каждой мелодии есть звуки и паузы между ними. Поговорим о них.
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Ноты пестрят разными знаками, некоторые напоминают иероглифы, о них и поговорим.
Изменение музыки — это изменение основных ступеней звукоряда. Эти отрывки представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла, Си). Вы можете изменить звук на один шаг вверх или вниз. Для обозначения этих изменений были придуманы специальные знаки:
Разберем примеры
На первый взгляд, было бы удобнее записывать разные части с одним и тем же символом. Но благодаря разнообразию музыкальных клавиш ноты легко читаются, потому что они написаны на основных линиях нотоносца, а не на дополнительных, которые визуально утяжеляют восприятие. Композиция записана компактно.
Вот как выглядит легко читаемый посох:
А вот и посох с дополнительными строчками, затрудняющими чтение:
Система басового и скрипичного ключа
Хотя у скрипичного и басового ключей есть отдельный штат, на котором они расположены, эти знаки объединены в одну систему. Причина тому — нота «C» первой октавы и ее написание: в нотоносце скрипичного ключа она указывается внизу на дополнительной строке, а в басу — также на дополнительной строке, но выше.
Следовательно, две планки продолжаются друг с другом буквой «С», образуя систему из 11 рядов. Записывается больше звуков, нотные записи не перегружаются дополнительными строчками.
Используя скрипичный ключ и систему басового ключа, записываются ноты для музыкальных инструментов с широким диапазоном: органа, аккордеона, фортепиано или баяна.
- https://UchenikSpb.ru/kbase/o-skripichnyh-i-basovyh-klyuchah/
- https://muz-teoretik.ru/noty-altovogo-i-tenorovogo-klyucha/
- [https://exadmin.ru/chto-takoye-skripichnyy-basovyy-i-do-muzykal-nyye-klyuchi/]
- [https://4brain.ru/music/notes.php]