Музыкальные размеры — 2

Пульсация

Первое, что нужно представить, — это пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, заметили, что музыку часто называют чем-то живым: веселым, легкомысленным, задумчивым, решительным. Действительно, музыка обладает рядом качеств, характерных для живого организма, таких как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме, бьется пульс. Вы, наверное, ходили на концерты и аплодировали одновременно со всей публикой. Именно поэтому люди чувствуют пульс музыки.

Подобно человеческому сердцу, пульс может замедляться или ускоряться, но он бьется равномерно и непрерывно на протяжении всего фрагмента.

Помните: пульсация — это единообразие, обеспечивающее музыкальное движение.

Доля

Дробь — это единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется ударом. Действия одинаковы во времени, но различаются по силе. Есть сильные и слабые стороны.

Кусок музыкальной ткани, зажатый между двумя сильными ударами, называется мерой. Мы вернемся к этой концепции позже.

Размер, метр, такт

Размер показывает, сколько долей и какое количество долей содержится в такте. Размер выглядит как математическая дробь, где числитель — это количество долей в такте, а знаменатель — длина доли.

Типичные размеры

Число вверху говорит нам, сколько долей содержит такт; указывает, сколько считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т д.) при чтении этого числа принято называть его женским полом: два, четыре, три, шесть.

Число внизу дроби указывает продолжительность каждого удара; помогает понять, какие ноты следует считать ударами пульса: четверти, восьмые и так далее. Это число произносится как соответствующее название продолжительности в родительном падеже: четвертый, восьмой, шестнадцатый. Исключение составляет размер, в котором счет ведется по половинным нотам. Тогда размер 3/2 читается как «три секунды». И рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным. Слабые показаны синим цветом.

Доли двэ четверть тебя

Метр

Порядок сильных и слабых ударов называется метром.

Сильные и слабые удары чередуются в определенной последовательности, задаваемой величиной. Такой порядок ударов составляет один метр пьесы.

Такт

Музыкальное произведение между двумя сильными ударами называется тактом. На письме полосы разделяются вертикальными линиями — линиями полосок. Последний столбик заканчивается двумя столбцами.

Теперь, когда все элементы на месте, вы можете видеть, что каждый такт соответствует 2/4 времени и содержит 2 четвертных доли.

Рассмотрим пример измерения с тремя движениями — 3/4:

Первый удар сильный. Размер такта указывает, что в такте должно быть 3 четвертных доли, что означает, что вторая и третья доли будут мягкими.

Доли три четверти

Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4

Чтобы практиковать базовые навыки лидерства, следуйте предлагаемым простым упражнениям. Один из них будет посвящен размеру 2/4, другой — трехчастному узору.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВА ЧЕТВЕРТИ». Например, мы возьмем 4 такта мелодии за 2/4 раза. Обратите внимание на ритм, здесь он довольно простой — в основном четвертные и половинные ноты в конце. Длительности четвертей удобны, так как именно они измеряют пульс, и именно этой продолжительности соответствует каждый жест в дирижерском паттерне.

Первый такт состоит из двух четвертных нот: DO и PE. DO — это первая доля, сильная, мы будем вести ее движением вниз (или вбок). Нота ПЭ — вторая доля, слабая, рука, ведя ее, будет двигаться в обратном направлении — вверх. В последующих тактах ритмический образец аналогичен, поэтому между нотами и движениями рук будет точно такое же соотношение.

В последнем, четвертом такте мы видим ноту до, она вдвое короче, то есть занимает обе доли одновременно — весь такт. Следовательно, эта нота DO имеет две развертки одновременно, вам нужно провести весь требуемый бит самостоятельно.

dir-upr-01

УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». На этот раз для изучения предлагаются 4 такта мелодии размером 3/4. В ритме снова преобладают длины четвертей, поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах должны легко приходиться на три удара паттерна.

Например, в первом такте ноты C, PE и MI будут распределены согласно шаблону следующим образом: C — для жеста вниз, PE — для движения вправо и MI — для отображения последнего движения с движение вверх.

В последнем такте есть половинная нота с точкой. Что касается продолжительности, они занимают целую долю, три четверти, и поэтому, чтобы направить ее, мы должны выполнить все три движения паттерна.

dir-upr-02

Памятка по схемам дирижирования

Чтобы прошлые схемы проведения не забылись со временем, а также быстро повторить их при необходимости, предлагаем вам скачать или переписать небольшую памятку с основными схемами.

Ритм

Как вы помните, пульсация равномерная, но музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами разной продолжительности звука. А теперь пора представить новую концепцию: ритм.

Ритм — это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Таким образом, в такте вы можете комбинировать четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический паттерн. Давайте посмотрим на пример 4/4. В нижнем ряду указаны шаги пульса — четверть удара, будут звучать при щелчках. В верхнем ряду показаны варианты ритм-паттерна:

Ритм четыре четверти

Вариантов ритм-паттерна может быть много, и я не все их представил. Длительности можно комбинировать друг с другом, важно хорошо посчитать: сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей ударов, указанных в измерении.

Виды размеров

Размеры бывают простые, сложные и смешанные.

Двойные и тройные размеры называются простыми.

Простые размеры

Две половины читаются так: две секунды, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Три такие дольки: три секунды, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 дюйма на две четверти. Он состоит из двух тактов, каждая из которых соответствует четвертной ноте. Удары в такте следует считать так: «один-е, два-э». Каждый такт должен быть заполнен нотами разной длины, важно то, что сумма продолжительности этих нот дает два четверти. Взгляните на пример:

Доли двэ четверть тебя

3/4 состоит из трех тактов, каждая из которых равна четвертной ноте. Их также можно разбить на более мелкие или объединить в более длительные. Считаем эту размерность до трех «один-е, два-е, три-е». Вот несколько вариантов трехчетвертного ритм-паттерна:

Доли три четверти

Кроме того, вместо нот могут использоваться паузы необходимой продолжительности:

Доли три четверти

Сергей Изотов

Сложные размеры

Сложные измерения формируются путем добавления двух или более простых измерений одного и того же размера. Например, размер 4/4 — это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 — это сумма размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее распространенными сложными размерами являются:

  • Четырехместный — 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестигранный — 6/4; 6/8; 6/16
  • Девять частей — 9/4; 9/8; 16 сентября
  • Двенадцать сторон — 12/8; 16 декабря

Сильная и относительно сильная доля

В сложном измерении будет столько сильных ударов, сколько простых измерений в его составе. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Это означает, что в каждом такте будет две сильных доли. На изображении я разделил полосу на две части пунктирной линией, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Ноты, приходящиеся на сильный темп, отмечены красным.

сильные и относительно сильные доли

На следующем изображении числа обозначают количество ударов. Вы можете видеть, что 4/4 сильных ударов — это первая и третья доли. Однако первую часть обычно называют сильной, а третью — относительно сильной. Сильный ритм более выражен и выделен на изображении красным акцентом (>). Относительно сильный ритм менее акцентирован и обозначен синим акцентом.

акценты в рассмере четыре четверти

Давайте посмотрим на другой пример — 6/8. Это шестисторонний размер, в котором пульс развивается по восьмым нотам. Он состоит из двух простых размеров — 3/8 + 3/8. Как всегда, первый удар будет сильным, а четвертый — относительно сильным, потому что он является стартовым в простом втором измерении 3/8. Смотреть:

группировка восьми

Смешанные размеры

Смешанное измерение называется сложным измерением, которое состоит из двух простых, неидентичных измерений: одно с двумя движениями, а другое с тремя движениями. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

В «Снегурочке» Римского-Корсакова финальный хор содержит измерение 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче рассчитывать и привыкать, они предлагают сначала попрактиковаться в словосочетании «Римский-Корсаков совершенно потерял рассудок». Это предложение состоит из 11 слогов, которые соответствуют 11 частям. Фраза легко подбирается на слух, и после нее намного легче выучить музыкальный текст.

Размеры 5/4 и 5/8 состоят из пяти частей. В основном они одинаковые, но в первом случае запястье движется по четвертям, во втором по восьмым. Поскольку это сложное измерение, оно состоит из нескольких простых:

смешанные размеры

Если произведение написано смешанным размером, то в скобках, как правило, указывают, в каких простых размерах оно составлено. На изображении ниже первая мера представляет собой сумму 2/4 + 3/4; второй — 3/4 + 2/4.

сумма простых расмеров

Положение относительно сильного биения зависит от того, как последовательность простых измерений изменяется внутри сложного. В первом такте третий будет относительно сильным баром, во втором — четвертым. Относительно сильная ритмическая позиция определяет акцент в такте, а значит, и его ритмическую организацию.

Размеры 7/4 и 7/8 семиногие. Они состоят из трех простых измерений, два из которых состоят из двух частей, а одно — из трех.

Семидольные расмеры

Трехдольная, как правило, используется в начале или в конце такта, реже — в середине. Асимметричные измерения чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неопытному слушателю такую ​​музыку сложно воспринимать, однако группа Pink Floyd сочинила песню «Деньги», мелодию которой легко услышать и запомнить.

банкноты

Как работают руки при дирижировании?

Мы также поговорим с вами о некоторых чисто технических аспектах бега.

МОМЕНТ 1. Вы можете вести одной или двумя руками. Очень часто на уроках сольфеджио я что-то дирижирую правой рукой, иногда левой (сейчас на фортепиано играют мелодию).

МОМЕНТ 2. При управлении обеими руками руки должны двигаться в зеркальном отображении друг друга. То есть, например, если правая рука идет вправо, левая рука идет влево. Другими словами, они всегда движутся в противоположном направлении: либо расходятся в разные стороны, либо, наоборот, сходятся, движутся навстречу.

МОМЕНТ 3. В процессе проведения должна быть задействована вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) до кончиков пальцев. Но разнообразие движений характерно только для деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. На уроке сольфеджио достаточно четко показать узор, что поможет вам петь ритмично.

вся рука участвует в процессе проведения

МОМЕНТ 4. При выполнении простых схем предплечье (локтевая кость) оказывается наиболее подвижным, именно она берет на себя большую часть движений — ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движении в стороны плечо (плечевая кость) активно помогает предплечью, отходит от тела тела или приближается к нему.

Момент 5: При лазании важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественная нижняя точка — это положение, в котором между предплечьем и плечом образуется прямой угол.

МОМЕНТ 6. Во время проведения рука может реагировать на базовые движения и слегка плавно щелкать, при изменении направления жеста рука с помощью запястья может слегка поворачиваться в направлении движения (как бы выполняя роль колесной направляющей).

МОМЕНТ 7. В целом движения не должны быть жесткими и прямыми, они должны быть округлыми, все изгибы должны быть плавными.

смягчение дирижерского жеста

Группировка нот

Группировка — это группировка заметок в группы. Это делается с простой целью: облегчить визуальное восприятие нот и ускорить анализ ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче принять? Думаю, вы согласитесь, что второе:

номер
номер

Только отмеченные длительности могут быть объединены в группы, т. Е. Длительности короче четверти восьмых, шестнадцатых и т.д. При объединении в группу отметки нот превращаются в горизонтальные линии — границы. Сколько было флагов, сколько ребер будет у группы:

группировка не

Ноты разной длины можно объединять в группы, если все они короче четверти. Пусть вас не смущает разное количество флагов, это нисколько не мешает объединению заметок в группы:

группировка не

Перерывы также можно объединить в группу:

Паузы в группе нет

Источники

 

  • http://earsfingers.ru/3-vida-muzykalnyx-razmerov-prosto-o-slozhnom/
  • https://muz-teoretik.ru/kak-dirizhirovat-raznye-muzykalnye-razmery/

Оцените статью
Теория музыки