Пульсация
Первое, что нужно представить, — это пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, заметили, что музыку часто называют чем-то живым: веселым, легкомысленным, задумчивым, решительным. Действительно, музыка обладает рядом качеств, характерных для живого организма, таких как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме, бьется пульс. Вы, наверное, ходили на концерты и аплодировали одновременно со всей публикой. Именно поэтому люди чувствуют пульс музыки.
Подобно человеческому сердцу, пульс может замедляться или ускоряться, но он бьется равномерно и непрерывно на протяжении всего фрагмента.
Помните: пульсация — это единообразие, обеспечивающее музыкальное движение.
Доля
Дробь — это единица измерения пульсации.
Каждый удар пульса называется ударом. Действия одинаковы во времени, но различаются по силе. Есть сильные и слабые стороны.
Кусок музыкальной ткани, зажатый между двумя сильными ударами, называется мерой. Мы вернемся к этой концепции позже.
Размер, метр, такт
Размер показывает, сколько долей и какое количество долей содержится в такте. Размер выглядит как математическая дробь, где числитель — это количество долей в такте, а знаменатель — длина доли.
Число вверху говорит нам, сколько долей содержит такт; указывает, сколько считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т д.) при чтении этого числа принято называть его женским полом: два, четыре, три, шесть.
Число внизу дроби указывает продолжительность каждого удара; помогает понять, какие ноты следует считать ударами пульса: четверти, восьмые и так далее. Это число произносится как соответствующее название продолжительности в родительном падеже: четвертый, восьмой, шестнадцатый. Исключение составляет размер, в котором счет ведется по половинным нотам. Тогда размер 3/2 читается как «три секунды». И рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным. Слабые показаны синим цветом.
Метр
Порядок сильных и слабых ударов называется метром.
Сильные и слабые удары чередуются в определенной последовательности, задаваемой величиной. Такой порядок ударов составляет один метр пьесы.
Такт
Музыкальное произведение между двумя сильными ударами называется тактом. На письме полосы разделяются вертикальными линиями — линиями полосок. Последний столбик заканчивается двумя столбцами.
Теперь, когда все элементы на месте, вы можете видеть, что каждый такт соответствует 2/4 времени и содержит 2 четвертных доли.
Рассмотрим пример измерения с тремя движениями — 3/4:
Первый удар сильный. Размер такта указывает, что в такте должно быть 3 четвертных доли, что означает, что вторая и третья доли будут мягкими.
Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4
Чтобы практиковать базовые навыки лидерства, следуйте предлагаемым простым упражнениям. Один из них будет посвящен размеру 2/4, другой — трехчастному узору.
УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВА ЧЕТВЕРТИ». Например, мы возьмем 4 такта мелодии за 2/4 раза. Обратите внимание на ритм, здесь он довольно простой — в основном четвертные и половинные ноты в конце. Длительности четвертей удобны, так как именно они измеряют пульс, и именно этой продолжительности соответствует каждый жест в дирижерском паттерне.
Первый такт состоит из двух четвертных нот: DO и PE. DO — это первая доля, сильная, мы будем вести ее движением вниз (или вбок). Нота ПЭ — вторая доля, слабая, рука, ведя ее, будет двигаться в обратном направлении — вверх. В последующих тактах ритмический образец аналогичен, поэтому между нотами и движениями рук будет точно такое же соотношение.
В последнем, четвертом такте мы видим ноту до, она вдвое короче, то есть занимает обе доли одновременно — весь такт. Следовательно, эта нота DO имеет две развертки одновременно, вам нужно провести весь требуемый бит самостоятельно.
УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». На этот раз для изучения предлагаются 4 такта мелодии размером 3/4. В ритме снова преобладают длины четвертей, поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах должны легко приходиться на три удара паттерна.
Например, в первом такте ноты C, PE и MI будут распределены согласно шаблону следующим образом: C — для жеста вниз, PE — для движения вправо и MI — для отображения последнего движения с движение вверх.
В последнем такте есть половинная нота с точкой. Что касается продолжительности, они занимают целую долю, три четверти, и поэтому, чтобы направить ее, мы должны выполнить все три движения паттерна.
Памятка по схемам дирижирования
Чтобы прошлые схемы проведения не забылись со временем, а также быстро повторить их при необходимости, предлагаем вам скачать или переписать небольшую памятку с основными схемами.
Ритм
Как вы помните, пульсация равномерная, но музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами разной продолжительности звука. А теперь пора представить новую концепцию: ритм.
Ритм — это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Таким образом, в такте вы можете комбинировать четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический паттерн. Давайте посмотрим на пример 4/4. В нижнем ряду указаны шаги пульса — четверть удара, будут звучать при щелчках. В верхнем ряду показаны варианты ритм-паттерна:
Вариантов ритм-паттерна может быть много, и я не все их представил. Длительности можно комбинировать друг с другом, важно хорошо посчитать: сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей ударов, указанных в измерении.
Виды размеров
Размеры бывают простые, сложные и смешанные.
Двойные и тройные размеры называются простыми.
Две половины читаются так: две секунды, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Три такие дольки: три секунды, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 дюйма на две четверти. Он состоит из двух тактов, каждая из которых соответствует четвертной ноте. Удары в такте следует считать так: «один-е, два-э». Каждый такт должен быть заполнен нотами разной длины, важно то, что сумма продолжительности этих нот дает два четверти. Взгляните на пример:
3/4 состоит из трех тактов, каждая из которых равна четвертной ноте. Их также можно разбить на более мелкие или объединить в более длительные. Считаем эту размерность до трех «один-е, два-е, три-е». Вот несколько вариантов трехчетвертного ритм-паттерна:
Кроме того, вместо нот могут использоваться паузы необходимой продолжительности:
Сложные размеры
Сложные измерения формируются путем добавления двух или более простых измерений одного и того же размера. Например, размер 4/4 — это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 — это сумма размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее распространенными сложными размерами являются:
- Четырехместный — 4/2; 4/4; 4/8
- Шестигранный — 6/4; 6/8; 6/16
- Девять частей — 9/4; 9/8; 16 сентября
- Двенадцать сторон — 12/8; 16 декабря
Сильная и относительно сильная доля
В сложном измерении будет столько сильных ударов, сколько простых измерений в его составе. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Это означает, что в каждом такте будет две сильных доли. На изображении я разделил полосу на две части пунктирной линией, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Ноты, приходящиеся на сильный темп, отмечены красным.
На следующем изображении числа обозначают количество ударов. Вы можете видеть, что 4/4 сильных ударов — это первая и третья доли. Однако первую часть обычно называют сильной, а третью — относительно сильной. Сильный ритм более выражен и выделен на изображении красным акцентом (>). Относительно сильный ритм менее акцентирован и обозначен синим акцентом.
Давайте посмотрим на другой пример — 6/8. Это шестисторонний размер, в котором пульс развивается по восьмым нотам. Он состоит из двух простых размеров — 3/8 + 3/8. Как всегда, первый удар будет сильным, а четвертый — относительно сильным, потому что он является стартовым в простом втором измерении 3/8. Смотреть:
Смешанные размеры
Смешанное измерение называется сложным измерением, которое состоит из двух простых, неидентичных измерений: одно с двумя движениями, а другое с тремя движениями. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
В «Снегурочке» Римского-Корсакова финальный хор содержит измерение 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче рассчитывать и привыкать, они предлагают сначала попрактиковаться в словосочетании «Римский-Корсаков совершенно потерял рассудок». Это предложение состоит из 11 слогов, которые соответствуют 11 частям. Фраза легко подбирается на слух, и после нее намного легче выучить музыкальный текст.
Размеры 5/4 и 5/8 состоят из пяти частей. В основном они одинаковые, но в первом случае запястье движется по четвертям, во втором по восьмым. Поскольку это сложное измерение, оно состоит из нескольких простых:
Если произведение написано смешанным размером, то в скобках, как правило, указывают, в каких простых размерах оно составлено. На изображении ниже первая мера представляет собой сумму 2/4 + 3/4; второй — 3/4 + 2/4.
Положение относительно сильного биения зависит от того, как последовательность простых измерений изменяется внутри сложного. В первом такте третий будет относительно сильным баром, во втором — четвертым. Относительно сильная ритмическая позиция определяет акцент в такте, а значит, и его ритмическую организацию.
Размеры 7/4 и 7/8 семиногие. Они состоят из трех простых измерений, два из которых состоят из двух частей, а одно — из трех.
Трехдольная, как правило, используется в начале или в конце такта, реже — в середине. Асимметричные измерения чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неопытному слушателю такую музыку сложно воспринимать, однако группа Pink Floyd сочинила песню «Деньги», мелодию которой легко услышать и запомнить.
Как работают руки при дирижировании?
Мы также поговорим с вами о некоторых чисто технических аспектах бега.
МОМЕНТ 1. Вы можете вести одной или двумя руками. Очень часто на уроках сольфеджио я что-то дирижирую правой рукой, иногда левой (сейчас на фортепиано играют мелодию).
МОМЕНТ 2. При управлении обеими руками руки должны двигаться в зеркальном отображении друг друга. То есть, например, если правая рука идет вправо, левая рука идет влево. Другими словами, они всегда движутся в противоположном направлении: либо расходятся в разные стороны, либо, наоборот, сходятся, движутся навстречу.
МОМЕНТ 3. В процессе проведения должна быть задействована вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) до кончиков пальцев. Но разнообразие движений характерно только для деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. На уроке сольфеджио достаточно четко показать узор, что поможет вам петь ритмично.
МОМЕНТ 4. При выполнении простых схем предплечье (локтевая кость) оказывается наиболее подвижным, именно она берет на себя большую часть движений — ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движении в стороны плечо (плечевая кость) активно помогает предплечью, отходит от тела тела или приближается к нему.
Момент 5: При лазании важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественная нижняя точка — это положение, в котором между предплечьем и плечом образуется прямой угол.
МОМЕНТ 6. Во время проведения рука может реагировать на базовые движения и слегка плавно щелкать, при изменении направления жеста рука с помощью запястья может слегка поворачиваться в направлении движения (как бы выполняя роль колесной направляющей).
МОМЕНТ 7. В целом движения не должны быть жесткими и прямыми, они должны быть округлыми, все изгибы должны быть плавными.
Группировка нот
Группировка — это группировка заметок в группы. Это делается с простой целью: облегчить визуальное восприятие нот и ускорить анализ ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче принять? Думаю, вы согласитесь, что второе:
Только отмеченные длительности могут быть объединены в группы, т. Е. Длительности короче четверти восьмых, шестнадцатых и т.д. При объединении в группу отметки нот превращаются в горизонтальные линии — границы. Сколько было флагов, сколько ребер будет у группы:
Ноты разной длины можно объединять в группы, если все они короче четверти. Пусть вас не смущает разное количество флагов, это нисколько не мешает объединению заметок в группы:
Перерывы также можно объединить в группу:
- http://earsfingers.ru/3-vida-muzykalnyx-razmerov-prosto-o-slozhnom/
- https://muz-teoretik.ru/kak-dirizhirovat-raznye-muzykalnye-razmery/