Минорные гаммы

Минорные гаммы

Сразу скажу: мелкие гаммы не меньше (и не менее важны) крупных. Просто ему дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные гаммы состоят из восьми нот, первая и последняя из которых имеют одно и то же имя. Но порядок интервалов в них разный. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме выглядит следующим образом:

Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон

Напоминаю, что в мажоре это: Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Полутон

Это может показаться комбинацией основных интервалов звукоряда, но на самом деле тона и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ понять эту звуковую разницу — сыграть и услышать одну за другой мажорную и минорную гаммы.


Как вы могли заметить, основное различие между мажорной и минорной ладами заключается в третьей степени, называемой третьим тоном: в минорном он понижен, образуя интервал минорной трети (mZ) с тоникой).

Другое отличие состоит в том, что в мажорной гамме состав интервалов всегда постоянен, в то время как в минорной гамме на более высоких ступенях он может изменяться, что создает три различных типа минорных. Может быть, именно из этой многогранности минорной тональности получаются блестящие произведения?

Вы спросите, что это за разные виды?

Существует три вида минора:

  1. естественный
  2. гармонический
  3. мелодичный.

Каждому типу минора свойственна своя композиция интервалов. Вплоть до пятой стадии они одинаковы во всех трех, а варианты возникают на шестой и седьмой.

Натуральный минор — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон

Гармонический минор отличается от натурального усиленной седьмой ступенью: поднятый на полтона приближается к тонике. Таким образом, интервал между шестой и седьмой ступенями становится шире — теперь он составляет полтора тона (называемый вторым расширенным — ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, некую «восточную» гамму звук.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Полутон — Полутон

Другой тип минор — мелодический минор, также известный как джаз минор (встречается в большинстве джазовых произведений). Конечно, задолго до появления джазовой музыки такие композиторы, как Бах и Моцарт, использовали этот тип минорной тональности в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (а также в других стилях) мелодический минор отличается наличием двух повышенных ступеней: шестой и седьмой. Следовательно, порядок интервалов в мелодическом миноре становится следующим:

Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон — Полутон.

Мне нравится называть эту гамму непостоянной, поскольку она не позволяет решить, должна ли она звучать мажор или минор. Посмотрите еще раз на порядок интервалов в нем. Обратите внимание, что первые четыре интервала в нем такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной гамме.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых символов в той или иной минорной тональности.

Примеры мажорных тональностей

До-диез мажор — 7 диез

Cis-dur

Фа-диез мажор — 6-диез

Fis-dur

Си мажор — 5-диез

H-dur

Ре-бемоль мажор — 5-бемоль

Des-dur

Соль-бемоль мажор — 6-бемоль

Ges-dur

До-бемоль мажор — 7-бемоль

Ces-dur

основные ключи, которые энгармонически равны

Энгармонически равные тональности

Знание ангармонизма клавиш будет полезно на практике, например, при игре гамм на инструменте: если вы можете сыграть мажорную гамму ре-бемоль, у вас не будет проблем с игрой мажорной гаммы C #. На бумаге они разные, но на инструменте они абсолютно идентичны по шкалам звука. Ангармонически равные ключи увеличивают количество ключей до 30, поскольку существует 6 пар ангармонически равных ключей:

  • си-минор — аис-минор
  • H-dur — Ces-dur
  • es-moll — дис-минор
  • Fis-dur — Ges-dur
  • gis-moll — Come-moll
  • Des-dur — Сис-мажор

Одноименные тональности

Это ключи с одинаковым корневым именем, но другим способом. Понятно, что знаки в таком не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор в одной тональности. Но есть закономерность в разнице в количестве знаков.

Их разница всегда равна «3». Например, у ми-мажора четыре диеза, поэтому у ми-минор будет один (4–3 = 1). Всегда нужно мыслить логически: складывать знаки или, наоборот, вычитать. Есть две пары клавиш, в которых есть переход от острого к плоскому:

Соль мажор — соль минор;

соль мажор соль минор

Ре мажор — Ре минор.

одноименные клавиши ре мажор ре минор

Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки. Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

ключевая группировка

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Параллельные тональности

Так родилась концепция параллельных ключей.

Старшие и второстепенные ключи с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отделены друг от друга второстепенной третью: минорная всегда будет построена на шестой ступени мажорной гаммы.

Тона параллельных клавиш разные, состав интервалов тоже разный, но соотношение между белыми и черными клавишами всегда одинаковое. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство жестких математических законов и, поняв их, можно легко и свободно двигаться.

Разобраться во взаимосвязи параллельных тональностей не так уж и сложно: сыграйте гамму до мажор, затем сыграйте ту же гамму, но не с первого шага, а с шестого, и остановитесь на шестом выше — вы играли только гамма «натуральный минор» в тональности ля минор.

Вот список параллельных клавиш с их латинскими обозначениями и количеством символов клавиш.

  • До мажор / ля минор — до мажор / ля минор
  • Соль мажор / ми минор — соль мажор / ми минор (1-диез)
  • Ре мажор / си минор — ре мажор / ми минор (2 диеза)
  • Ля мажор / фа-диез минор — ля мажор / фа: минор (3-диез)
  • Ми мажор / до-диез минор — ми мажор / цис минор (4-диез)
  • Си мажор / соль-диез минор — си мажор / гис минор (5-диез)
  • Фа-диез мажор / Ре-диез минор — Fis-dur / dis-moll (6-диез)
  • Фа мажор ре минор — F-dur / D-moIl (1-бемоль)
  • Си-бемоль мажор / соль минор — си мажор / соль минор (2-бемоль)
  • Ми-бемоль мажор / до минор — ми мажор / до минор (3-бемоль)
  • Ля-бемоль мажор / фа минор — ля мажор / фа минор (4-бемоль)
  • Ре-бемоль мажор / си-бемоль минор — ре мажор / си минор (5-бемоль)
  • Соль-бемоль мажор / ми-бемоль минор — Ges-dur / es-moll (6-бемоль)

Что ж, теперь у вас есть представление о несовершеннолетнем, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начинать надо, конечно, с лестницы. Ниже представлена ​​таблица всех существующих параллельных мажорных и минорных гамм со всеми аппликатурами (номерами пальцев). Учись, не торопись.

В чем отличие параллельных тональностей

параллельные ключи

Отличий не так много. Как мы уже знаем, ноты соответствуют параллельным клавишам. Единственная разница в двух вещах:

— Параллельные ключи имеют разную тонику, из которой строится гамма.

— Разные настроения. Основные клавиши звучат открыто и торжественно. Их младшие близнецы грустны и грустны.

Какие тональности считаются параллельными

параллельные тональности минор

Параллельные ключи — это ключи, в которых есть одинаковые ноты, но расположенные только в другом порядке. То есть, фактически, освоив мажорную тональность, вы можете легко импровизировать в минорной тональности, параллельной ей. Самый простой пример — это гамма до мажор и минор, ноты, имеющие один и тот же корень, но разные.

Не путайте параллельные ключи со связанными. Второй тип определяется триадами, которые могут быть построены на шагах одной тональности. У каждого ключа есть шесть братьев и сестер и только одна параллель.

Энгармонизм тональностей

Клавиши могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но они также могут быть ангармонически одинаковыми. Посмотрим, что это значит.

Ангармонический звук — это один и тот же звук с разными названиями и написанием нот. Например, нота ми-бемоль звучит как нота-ре-диез. Эти записи написаны на разных линейках, с разными случайностями. Но на самом деле за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные ключи — это ключи, которые звучат одинаково, но написаны в разных нотах в примечаниях и имеют разные знаки происшествия. Например, тональность ми-бемоль минор энгармонически равна тональности ре-диез минор. Тональность ля мажор-диез ангармонически равна тональности си-бемоль мажор.

Квинтовый круг тональностей

пятый круг

Отдельно говорим о так называемом «Четвертом — пятом круге оттенка» или только о пятом круге.

Все ключи делятся на мажор и минор, которые, в свою очередь, делятся на диезы и бемоли.

То есть формируется 4 группы оттенков:

  1. большой острый;
  2. капитальная квартира;
  3. острый минор;
  4. второстепенная квартира.

Для мажорных нот обратный отсчет начинается с до мажор, не имеющего знаков, а для минорных, соответственно, с ля минор. Направление движения можно сохранить следующим образом:

  • сильный признак увеличения, затем перемещаем клавиатуру;
  • плоско-убывающий знак — перемещаем клавиатуру.

Итак, пятый круг или четверть пятого круга (помните, что четвертый вращается в пятый) — это диаграмма, на которой показаны все существующие ключи, и вы можете видеть, что и знаки, и ключи расположены в квинтах: диезы на , плоский вниз от до мажор — ля минор, в котором 0 знаков.

Рассмотрим этот круг сверху, где нет знаков — это тональности до мажор и его параллель — ля минор (запомните это!).

Диапазон острых клавиш варьируется от фа-диеза в H.5 (чистые квинты — от 1/2 тона) до:

Fa-Do-Sol-Re-La-Mi-Si — Сетевой приказ ключу (они показаны красным слева).

И, если вы читаете задом наперед:

Si-Mi-La-Re-Sol-Do-Fa — порядок плоских клавиш (слева синим).

легко запомнить: диез — нота увеличивается, а острые клавиши располагаются — по мере повышения температуры.

Также плоский — нижняя нота и плоский — вниз.

Также присмотритесь к оттенкам с цифрами 0 и 7 с обеих сторон — это:

До мажор — Ля минор = 0 символов

До-диез мажор — диез минор = 7 диез

До-бемоль мажор — Ля-бемоль минор = 7-бемоль

Конечно, можно двигаться пятыми, каждый раз ставя знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, при котором тоники, например, основные диезные клавиши (C, G, D, A, Mi, C, F #, C #) можно установить за секунды. Этот порядок будет представлять собой обычное расположение клавиш, сначала с четным числом символов, затем с нечетным числом: для получения дополнительной информации см. Здесь: клавиши основной шкалы и здесь: тональность естественной минорной шкалы

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

строить маленькие трети

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.

Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?

вход в параллельный мир

Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?

вход в параллельный мир

Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.

как добраться до шестого шага

Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.

Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.

Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.

ми минор параллельна соль мажор

Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.

бемоль мажор, параллель фа минор

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

между тиками параллельных ключей, второстепенный третий интервал

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Три вида параллельных тональностей

параллельный ключ мажора

Есть три типа параллельных ключей. Они различаются тем, какие случайности с ключами:

— Ключи без признаков переделки. Другими словами, это клавиши, состоящие только из целых нот или белых клавиш пианино. Сюда входит ровно одна пара: C maj и A min.

— Ключи с острым. Сюда входят семь пар с острыми ладами. Это ключи: G maj — E min; Ре мажор — си минор; Мажор — F # мин; Ми мажор — C # мин .; Си мажор — Соль # мин; F # мажор — D # мин .; C # mag — A # мин.

— Ключи с плоской. Сюда также входят семь пар, но теперь у них есть бемоли с ключами. Список этих ключей следующий: F maj — D min; Си мажор — соль мин; Ми мажор — до мин .; Ля мажор ♭ — F мин; Соль мажор — ми мин; C ♭ major — ля мажор

Сколько тональностей всего

Итак, мы обнаружили, что у каждого ключа есть сестра, параллельный ключ. Также клавиши могут заменять друг друга ангармоническим способом. А теперь давайте узнаем, сколько всего оттенков.

Если вы посчитаете все черные и белые клавиши в октаве, вы получите 12 (7 белых клавиш и 5 черных клавиш). Из каждого из них мы можем построить шкалу, соответственно у нас получается 12 оттенков. Но нельзя забывать об одноименном оттенке. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.

Теоретически можно получить 30 оттенков:

2 — нет признаков переделки

14 диезов (7 мажорных и 7 минорных)

14 квартир (7 основных и 7 второстепенных)

Теоретически существуют ключи с более чем 6 случайностями, но на практике они не используются. Их логично заменить на энгармонично ровные оттенки. Например: в до-диез мажор 7 символов, а в ре-бемоль ангармонически равных — 5. Поэтому клавиши с большим количеством символов заменяются на ангармонически равные, а фактически используются 24 клавиши.

В таблице ниже вы найдете названия всех 30 клавиш, их буквенные обозначения и количество модифицирующих символов для каждой.

знаки в тональных таблицах

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ ИХ ЗНАКИ
БОЛЬШЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1)
До мажор незначительный нет знака нет знака
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7)
Соль мажор ми минор 1 диез ж
Ре мажор да второстепенный 2 острых делать
Важно фа-диез минор 3 диез идет к солнцу
Ми мажор до-диез минор 4 острых предмета это только король
Да майор соль-диез минор 5 диез просто иди туда
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диез fa do sol re la mi
До-диез мажор незначительный острый 7 диез fa do sol re la mi si
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7)
Фа мажор ре минор 1 квартира да
Си-бемоль мажор соль минор 2 тарелки да меня
Ми-бемоль мажор до минор 3 тарелки да я там
Бемоль мажор фа минор 4 тарелки да король
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 квартир да, ми ла ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 квартир да, ми ла ре соль делать
До-бемоль мажор в бемоль минор 7 квартир да ми ла ре соль делать назад

Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ

на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.

Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.

Для чего нужны тональности

Мы узнали, что такое оттенки. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Раньше оттенки имели гораздо более глубокое значение, чем сейчас. Так, в музыке И.С. Баха ключи символизировали различные сюжеты Евангелия. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха можно прочитать у В.Б. Носина.

В музыке романтической эпохи композиторы также наделили тональность особым смыслом. Например, ми-бемоль мажор использовалось, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор использовался для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В 20 веке композиторы Новой Венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и расширили музыкальную структуру, в связи с чем появилась атональная музыка. Тем из вас, кто особенно любопытен, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шенберга — с ним связано начало атональности.

Сегодня семантика тональности потеряла смысл, но практическая составляющая осталась. Давайте подробнее разберемся, зачем нужны ключи и как ими пользоваться.

Первое и понятное значение тональности — настроение. Как вы помните, тональность бывает мажорной или минорной, от которой зависит настроение музыки. Бывают и случаи, когда минорная пьеса звучит бодро и живо, а мажорная, наоборот, погружается в задумчивое состояние, восстанавливая воспоминания и легкую меланхолию. Скорее, эти нюансы могут быть достигнуты с помощью сюжета, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. С другой стороны, тональность сразу дает понять, какое настроение приносит музыка.

Второе значение оттенков связано с комфортом. Музыканты, которые аккомпанируют певцам, часто сталкиваются с ситуацией, когда певец «не в голосе» и просит сыграть на полторы ниже исходной, чтобы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может переложить музыкальное произведение из одной тональности в другую, транспонировать на лету и сыграть одно и то же произведение в разных тональностях.

Источники

 

  • https://ProPianino.ru/minor-urok-8
  • https://FB.ru/article/398022/tonalnost-opredelenie-parallelnyie-odnoimennyie-i-engarmonicheski-ravnyie-tonalnosti
  • https://musicnotes.info/tonalnost-v-muzyke
  • https://muz-teoretik.ru/parallelnye-tonalnosti/
  • https://pereborom.ru/parallelnye-tonalnosti/
  • http://earsfingers.ru/chto-takoe-tonalnosti-i-kak-ix-ispolzovat/

Оцените статью
Теория музыки