- Что такое логоритмика
- Цели и задачи логоритмики
- Как организовать занятия ритмикой в ДОО (ДОУ)
- О пользе ритмики для детей
- Связь моторного и речевого ритмов
- Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет
- Ритмическое эхо
- Быстрее-медленнее
- Солдатский марш
- Замри
- Ветер дует
- В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
- Виды упражнений
- Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
- Упражнения на активизацию внимания и памяти
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения
- Ритмические упражнения
- Развитие чувства темпа
- Пальчиковые игры
- Упражнения на развитие мимики
- Артикуляционные упражнения
- Упражнения на развитие фонематического восприятия
- Коррекция звукопроизношения
- Рекомендации по проведению занятий
Что такое логоритмика
Логоритм — игровой метод работы с детьми, сочетающий в себе музыку, движения и слова из стихотворений или песен.
К напряженным занятиям относятся:
- ходьба или марш под музыку;
- игры на развитие дыхания;
- совместные упражнения;
- ритмические задания;
- языковые упражнения;
- пальчиковые игры.
Цели и задачи логоритмики
Основное внимание в ритмике логотипа уделяется развитию речи ребенка и устранению речевых нарушений.
Для этого в логоритмические упражнения входят следующие занятия:
- развивать чувство ритма и осязания;
- научить правильному голосовому дыханию;
- улучшить общую и мелкую моторику;
- развивать внимание, память и слуховое восприятие;
- включать в речь ребенка мимику и жесты;
- научить беглому произношению слов и фраз.
Как организовать занятия ритмикой в ДОО (ДОУ)
Чтобы организовать интересные и полезные уроки ритма, рекомендуем придерживаться основных правил.
Свободное место.
Занимайтесь в музыкальной комнате или тренажерном зале, чтобы было достаточно места для упражнений.
Музыкальное сопровождение.
Обычно уроки ритма проходят в сопровождении музыкального руководителя, играющего на фортепиано. Также можно разнообразить музыку фонограммами детских песен.
Чередование упражнений.
Активные упражнения нарушают дыхание, поэтому их нужно чередовать с более спокойными, например ходьбой. Для спокойных упражнений лучше всего использовать спокойную музыку. Также следует учитывать индивидуальные особенности детей и их образование.
Участие двух учителей.
желательно, чтобы уроки вели два человека: педагог и музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение, а педагог работает с детьми и контролирует технику выполнения упражнений.
О пользе ритмики для детей
Уроки ритма не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем полезен ритм?
- Развитие музыкального восприятия (чувство ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
- Эстетическое развитие;
- Развитие творчества и искусства;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Тренировка правильной осанки, укрепление мышц;
- Лучшая координация движений;
- Развитие скорости, гибкости, пластичности, выразительности движений;
- Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Связь моторного и речевого ритмов
Логопеды считают, что движение и язык тесно связаны. Точнее двигательные и языковые ритмы.
Ритмичные движения легко запоминать и играть «автоматически”.
А их двигательный ритм связан со скоростью речи (речевым ритмом).
То есть, если вы научите ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить и в повседневной жизни.
Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет
Выбирайте упражнения для отработки ритма таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу: они развивали координацию движений и чувство ритма.
Ритмическое эхо
Цель: научить детей слушать ритм музыки.
Дети встают в круг. Начните играть небольшой отрывок из простого музыкального произведения, например «Цыплята» или «Два счастливых гуся». Задача детей — точно повторить ритм музыки, хлопая в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить длину музыкального отрезка.
Быстрее-медленнее
Цель: научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться между ритмами, развивать внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.
Дети выстраиваются в круг и идут один за другим левой ногой в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети прыгают на пробежку. Во время упражнения вы можете несколько раз менять скорость треков. Для музыкального сопровождения рекомендуется использовать мелодии «Полька» и «О Чижике».
Солдатский марш
Цель: развить у детей осязание.
Дети выстраиваются один за другим и выбирают «командира». Воспитатель включает композицию «Солдатский марш». Задача детей — сесть и встать для каждой новой музыкальной фразы, наклониться и встать для следующей фразы. И так несколько раз подряд.
Замри
Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции через танец.
Дети свободно перемещаются по комнате в ритме музыки и свободно танцуют. Как только музыка перестанет играть, они должны зафиксироваться в том положении, в котором они были. Учитель рассказывает детям, почему они остановились в этой позе и что это означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.
Ветер дует
Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.
Дети встают в круг, воспитатель включает медленную колыбельную и говорит: «Дунем далеко, дунем близко».
В словах «дунем» дети начинают дуть сильно, сильно, а в словах «дунем близко», наоборот, слабо слабо. И так несколько раз.
Следуйте этим рекомендациям, чтобы создать ритмичные упражнения, и дети будут с радостью бегать в каждом из них. В следующей статье вы узнаете о ритмических упражнениях для детей 5-7 лет.
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя этого направления Э. Жака-Далькроза, некое «мышечное ощущение» имеет смысл формировать с первых лет жизни ребенка. В классе 2–3 лет есть знания о музыкальных характеристиках, таких как громкий / тихий, быстрый / медленный, смешной / грустный. Кроха с большим удовольствием выполняет ритмичные движения, тем самым развивая координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить на игрушечном поезде, выстраиваться в круг, выполнять простые танцевальные шаги в парах и даже импровизировать. Чем больше дети растут, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в классе. У дошкольников 4-6 лет достаточно развито воображение, образно-образное мышление, память, а значит, им легче эмоционально выразить суть танца. Старшим дошкольникам подходят сложные работы по пластике и композиции, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Поэтому программы ритмического обучения дошкольников строятся с учетом психофизических особенностей детей старшего возраста. Кроме того, педагог всегда обращает внимание на индивидуальные способности каждого ребенка.
На уроках ритмики главное — это удовольствие, которое ребенок получает от двигательного процесса.
Виды упражнений
Логоритмические упражнения весьма разнообразны.
Урок можно построить таким образом, чтобы почаще использовать те игры, которые помогут исправить речевую проблему.
Например, если ваш ребенок заикается, добавьте к этому занятию больше дыхательных упражнений, ритма и ритма. И если ребенку не дается произношение некоторых звуков, стоит сосредоточиться на совместных упражнениях и упражнениях для исправления произношения звука.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для беглой речи.
«Дунем в плечо”.
Дуем в плечо (голова прямая — вдох, голова повернута — выдох).
Дуем по другому (удар по плечу).
Солнышко нам жарко
Тепло в течение дня (поднимите голову и руки вверх, подуйте через губы).
Еще дуем в грудь (дуем в грудь)
И пусть наша грудь остынет.
Мы будем дуть на облака (мы снова поднимем лицо и будем дуть)
А пока остановимся.
Так что повторим все еще раз —
Один, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)
Для развития сустава подойдет следующее упражнение:
«Рыжик”
Один два три четыре пять
Пойдем с Рыжиком! (марширует)
Один два три четыре
Мы откроем рот шире (мы откроем рот шире)
Жевал (жевательные движения)
Стук (стук зубов)
И они побежали с котенком (двигайте языком вперед-назад).
Кот ловит ртом снежинки, (ртом ловят воображаемые снежинки)
Влево, вправо он шел. (двигайте языком влево и вправо)
Рыжику скучно, ребята,
Играем с ним в прятки (закрывают глаза ладонями, прячутся).
Развить силу голоса
вы можете использовать эту технику:
петь тихо, как мыши, или громко говорить, как слоны.
Упражнения на активизацию внимания и памяти
Такие упражнения учат переключать внимание. Они также развивают зрительную, моторную и слуховую память.
«Самый осторожный”
Для игры нужен бубен. Ребенку нужно постучать ногой, если бубен громко играет. Если он играет тихо, нужно просто сидеть на месте.
«Печатная машинка”.
Здесь необходимо одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. За счет времени приходится подпрыгивать и разводить ноги в стороны. Считайте два: ударьте руками по коленям. Считайте три: разверните руки в стороны. Считайте четыре: хлопните ладонями перед грудью.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
В таких упражнениях дети ритмично произносят текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться согласовывать речь с движениями или жестами.
«Как на слайде”
Как снег, снег на холме, (покажи горку руками»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирать пальцами)
А под горкой снег, снег, (покажите руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирать пальцами)
А медведь спит в снегу. (сначала ладони под щеку, потом изобразите уши медведя)
Тихо, тише, не шуметь (палец против рта, махать пальцем).
«Порежем капусту”
Нарезаем капусту, режем (движениями прямыми ладонями вверх-вниз).
Нас трое, трое морковок (потрите кулаком кулак).
Солим капусту, солим (поочередно поглаживая большим пальцем кончики пальцев).
Выдавливаем капусту, отжимаем (сжимаем и разжимаем кулаки).
Ритмические упражнения
В этих упражнениях дети бьют ладонями по коленям или бубну в определенном ритме (например, четверти — медленно, восьмые — быстрее и т.д.).
Эти игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.
«Бум”
Ёжик ходит с барабаном. Бум бум бум! (при словах «бум-бум-бум» ладонями рук равномерно ударяют по коленям).
Ежик играет весь день: бум, бум, бум!
С барабаном на спине… Бум, бум, бум!
В сад ёжик попал случайно. Бум бум бум!
Он очень любил яблоки. Бум бум бум!
Он забыл барабан в саду. Бум бум бум!
Яблоки собирали ночью, бум-бум-бум!
И раздались выстрелы: бум бум бум!
Ой, как кролики замерзли! Бум бум бум!
Мы не закрывали глаза до рассвета! Бум бум бум!
«Туки-ток”
Туки-ток, туки-ток! (бьет кулаком в кулак по четвертям)
Затем стучит молоток.
Туки-туки-туки-пойнт! (восьмые бьют кулаками по бедрам)
Грохотали молотки.
Развитие чувства темпа
Эти упражнения научат чувствовать время в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.
«Тренироваться”
Вы должны ходить по комнате, ускоряясь и замедляясь в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулаки), совершают одновременные круговые движения.
Наш поезд возвращается.
Водитель — Дед Мороз.
это много разных животных
Он просто отнес его в наш дом.
«Ноги и ступни”
Участники должны двигаться по кругу. Они медленно идут в ритме медленной музыки, приподнимая колени. Когда мелодия играет в быстром темпе, нужно двигаться маленькими шажками.
«Самолет”
Участники в ритме быстрой музыки бегают один за другим по комнате, имитируя самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолета. Когда музыка стихает, нужно опустить руки и начать идти.
Логоритмическая деятельность
Пальчиковые игры
Эти игры развивают речь за счет мелкой моторики рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячи, палки, карандаши и т.д.
«Осенний букет”
Один два три четыре пять –
Соберем листочки (кулаки сомкнуть и разжать).
Березовые листья,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Дубовые листья (складывать пальцы попеременно: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберем
Перенести осенний букет маме (сжать и разжать кулаки. Вытянуть ладони вперед).
«Кулачки”
Как я сжимаю кулак (сжимаю руки в кулаки)
Да, я отложу это (сложите кулаки, большие пальцы руки вверх)
Я раскрою ладонь (распрями кисть)
Я положил его себе на ногу. (положите руку на колено ладонью вверх)
Тук-тук! Тук-тук. (три удара друг по другу)
— да да да. (три аплодисмента) —
Могу я прийти к тебе? (три удара друг по другу) —
Всегда счастлив! (три аплодисмента)
«Маленькая птица”
Маленькая птичка, маленькая птичка,
Вы носите немного воды («позовите» птицу, помашите одной рукой и сложите другую ладонь в чашку).
Прыгай с ветки ко мне
Я дам вам крупы («насыпьте еду» одной рукой на ладонь другой).
Клю-клу-клу… (постучать указательными пальцами по коленям в разном ритме).
Упражнения на развитие мимики
Эти упражнения улучшают подвижность губ и мимических мышц для выразительной мимики.
«Мышки”
Взрослый и ребенок — мыши. Взрослый активно разыгрывает сцену, описывая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.
Мышь должна ходить бесшумно, чтобы кошка не слышала. Мы остановились, послушали и пошли дальше. Фыркнул, улыбнулся: запах сыра — «забежал» в чулан. Мы откусили от сыра. Так вкусно! Я слышал, как кошка крадется. Испугавшись, они побежали. Мы забежали в берлогу. Они улыбнулись. А теперь будем улыбаться друг другу.
«Медвежата”
Участники представляют себя медвежатами. Детеныши ходят по лесу, раскачиваются. Мы видели ульи — улыбались, облизывались. Я очень хотел меда! Мы подошли ближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, начали сметать пчел, потому что они больно кусаются. Скорее, мы сбежали из опасного места. Они вздохнули с облегчением: они убежали от пчел. Они улыбнулись друг другу.
Артикуляционные упражнения
Такие упражнения необходимы для развития подвижности языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно 5-7 раз.
«Давай выпьем чаю”
Губы нужно вытянуть трубочкой вперед, как при звуке «у», и длинной струей выдохнуть.
«Вкусное варенье”
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движение языком сверху вниз. Затем втяните язык в рот к центру неба. Следите за тем, чтобы язык не истончивался, при вытягивании его боковые края скользят по коренным зубам, а кончик языка приподнят. Губы не подтягиваются к зубам, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
«Язык”
Язык просыпается
Он давно не привык спать.
И он спросил свой подбородок:
«Эй, какая погода?”
Улыбнитесь, откройте рот и дотянитесь до подбородка широким языком. Затем засуньте язык в рот.
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Цель этих игр — научить вашего ребенка различать определенные звуки и развить слуховое внимание.
«Слушай — аплодируй”
Взрослый человек произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Для детей постарше подходит такой вариант:
«Выделите слово”
Попросите ребенка наступить или ударить его по колену, когда он услышит слово с заранее заданным звуком.
«Что играет?”
Взрослый показывает деревянные и металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Затем, спрятав их, вы должны заставить эти объекты играть по очереди. Ребенку необходимо узнать, что это за звук, и назвать этот звуковой объект.
Коррекция звукопроизношения
Эти упражнения позволяют научиться четко произносить звуки и «автоматизировать» их произношение.
«Путешествовать”
Садимся в машину и заводим двигатель.
Машина будет водить нас по большому ограждению (звук «р» необходимо имитировать вибрацией губ одновременно со звуком голоса).
Ехали на машине, проехали весь город.
Ехали по склону — двигатель заглох (малыш перестает разговаривать).
Наш самолет полетит, он нас в облака унесет.
Он поиграет с ветерком и вернет всех на землю (вы должны потянуть за гласную «y» воздух, выходящий из губ, натянутых трубкой. При этом тон звука меняется на волны — вверх и вниз).
Поезд подает сигнал: он уже устал стоять (ребенок бросает «ту-ту-уу»).
Поезд набирает скорость (скажите «чуг-чух» с ускорением или замедлением ритма),
Спой его песню (шипение на выдохе «пш-ш-ш»).
Затем будем кататься на лошади верхом (щелкнуть язычком, изменить форму губ — вытянуть трубочкой и растянуть в улыбку),
Копыта шумно звенят, не пора ли остановиться?
Ого!
«ложки”
Приходится ложками стучать, произнося при этом слоги. Кроме того, первые два слога произносятся мягко, а третий — громко.
Кто такой ложкой играет, кто такой ложкой стучит?
Наша Лера играет, Лера бьет в ритм!
Ла-ла-ла, ло-ло-ле, лу-лу-лу, лы-лы-ли, ле-ла-ле.
Рекомендации по проведению занятий
- Логоритмику нужно делать примерно два раза в неделю. Если у ребенка проблемы с речью, то заниматься нужно вдвое чаще.
- Чтобы заинтересовать ребенка, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
- Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на малыша или сердиться, если у него что-то не получается. Напротив, он должен чувствовать поддержку.
- Если упражнение не сработало, отложите его на время.
- На уроках требуется разнообразная музыка. Это могут быть веселые детские песни, звуки природы и классика (вальс, марш и так далее).
- Помимо музыки, для упражнений могут понадобиться:
- куклы
- игрушки
- перчатки куклы,
- деревянные ложки или палочки,
- кубики
- кольца из пирамиды,
- колокольчики
- бубен, погремушки,
- мячи и др.
- надо произносить слова стихотворения или песни в медленном темпе. Это нужно для того, чтобы ребенок успел соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
- Во-первых, ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно переходить к самостоятельному исполнению.
- https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/
- https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/ritmika-podborka-uprazhnenyi-dly-deteyi-3-4-let
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/chto-takoe-ritmika-i-v-chem-eyo-polza-dlya-razvitiya-doshkolnikov.html