Лады — что это?

Лады – что это? Известные лады, применение в музыке

Какая наша жизнь без музыки? Скука… Однако не все знают, по каким законам строится та или иная музыка, потому что один кажется примитивным, а другой принимает за душу. Самым важным понятием в музыке является гармония. Это фундаментальное понятие должен знать и понимать любой меломан.
Основы ладов любой музыки, в том числе народной, бывают мажор и минор. Какие ключи? Кто я? И есть ли в музыке сочетание модальностей?

История ладов народной музыки
способы популярной музыки

Во-первых, формы народной музыки связаны с Грецией, так как они носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако такие семиуровневые шкалы на самом деле не изобретение греков. Фактически, известные нам структуры, похожие на ключи, появлялись в разных частях света в разное время. При этом названия режимов изначально не были статичными, а менялись вместе с развитием и изменением музыкального мышления. Также стоит упомянуть, что в дополнение к семифазным ладам у народов были распространены и пятифазные лады — мы теперь называем их пентатоническими гаммами на гитаре .

Во время структурирования музыки в средние века и в эпоху Возрождения ключи также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была построена система церковных песнопений, которые чуть позже стали называть церковными ключами.

С появлением умеренной шкалы мы можем говорить об исчезновении разницы между рядом мод и шкал, то есть между эоловыми и ионными модами и естественными минорными и мажорными соответственно. Теперь эти клавиши считаются полностью идентичными своей шкале.

В 20 веке ключи, которые раньше использовались очень осторожно, пережили ренессанс. Это связано с растущим интересом к популярной музыке, который продолжается и по сей день. Самый известный пример режимов популярной музыки в современных композициях — это фригийский лад, который постоянно используется в хэви-металле.

Наиболее редкий натуральный лад

К сожалению, термин локриан не часто встречается даже в книгах по теории музыки. Он, как и все, — это название еще одного природного ареала, крайне редко встречающегося даже в народных мотивах. Он считается второстепенным, но на самом деле звук такой, что его просто невозможно отнести к одной из этих двух групп (мажор-минор). Структура гаммы следующая: полутон, тон, тон, полутон, тон, тон, тон. Особенно красив здесь септаккорд, который музыканты называют полусуменьшенным. Он состоит из двух второстепенных третей и основной трети.

Основные два народных лада

случалось, что некоторые народные лады в музыке являются точными аналогами обычных для всех параллельных тональностей: мажор и минор. По структуре и звуку они полностью идентичны, поэтому рассмотрим их кратко. Первый — ионный, т.е мажорный. Его гамма построена следующим образом: тон, тон, полутон, плюс три тона и полутон. Как мы видим, это стандартная структура любой крупной шкалы из любой ноты. Эоловый лад в популярной музыке всегда параллелен ионному, поэтому его структура полностью идентична естественному минорному тональности. Эта гамма включает в себя следующие интервалы: тон, полутон, двухтональный, полутональный и двухтональный.

семь ключей народной музыки

Эолийский лад

На самом деле это еще одно название натурального минора. По своей структуре шкала идентична обычной шкале, но эолова шкала является модальной, а естественная минорная шкала — тональной. Так что, используя его, вы получаете возможность выстраивать в композиции нестандартные гармонии, пренебрегая их функциональным принципом.

Режим ветра можно найти там, где есть минор. Часто сочетается с режимом Фригии, о котором мы поговорим дальше. Обычно это делается из металла.

Что лежит в основе еврейских мотивов?

Вы когда-нибудь задумывались о том, что мелодии, характерные для народов восточного Средиземноморья, не являются ни грустными, ни веселыми, а точнее, они не имеют ярко выраженной большей или меньшей структуры? Это потому, что они основаны на модальностях популярной музыки. Примеры тому — многочисленные песни, мелодии и даже молитвы. Если говорить конкретно о масштабе, в котором построены все эти композиции, стоит отметить Lydian. Он построен на основе натурального мажора, однако из-за того, что четвертая ступень звукоряда увеличена, в знакомой нам последовательности создается другой тон, который и формирует столь нестандартное звучание. Таким образом, структура лидийской шкалы следующая: три тона, полутон, два тона, полутон. Исходя из этого, вы можете как импровизировать, так и создавать характерные мелодии, записывая их.

Фригийский лад

Этот ключ:

  • построен из третьей ступени главной лестницы;
  • также имеет незначительное настроение;
  • идентична гамме пониженного натурального минора II степени.

Звучит сложнее, чем режим Дориана: как вы можете слышать, этот режим характеризуется темным звуком и легким восточным оттенком. Если вы хотите услышать Фригию в действии, послушайте Metallica. Например, песни Master of Puppets и Wherewer I May Roam.
Фригийский минор обычно часто используется в металлической музыке в риффах. Формула дорической гаммы:
полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон
LeftRight В дополнение к темным гитарным рифам вместо минорной гаммы можно использовать фригийский минор, чтобы придать композиции испанский колорит
Практика игры на дорической гамме ля минор: 4

Лады народной музыки

рекомендую прочитать

  1. Несколько молитв Матроне Московской
  2. Молитвы перед причастием и исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

С точки зрения теоретика музыки, все формы популярной музыки — это всего лишь основные и второстепенные разновидности. Давайте определим, что такое ключ и каковы основные ключи.

Лад — это система отношений между стабильными и нестабильными звуками. Конечно, человеку, не окончившему хотя бы одну музыкальную школу, сложно понять это понятие. Но это как раз теоретическое определение.

Главный путь, попросту говоря, — это веселый, бодрый, веселый, позитивный стиль музыки. Он создается с использованием следующего звукового соотношения: устойчивые ключевые звуки в последовательном и одновременном звучании образуют большую или мажорную триаду (созвучие трех звуков).

Минор отличается грустным, тягучим, унылым настроением. Чаще всего минор используется в балладах, то есть песнях, рассказывающих реки истории. Он создается с использованием следующего звукового соотношения: стабильные ключевые звуки в последовательном и одновременном звучании образуют минорное или минорное трезвучие.

Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных модальностях: мажорной и минорной, то это была бы, вероятно, самая скучная и однообразная форма искусства. Сегодня даже официальная теория показывает, что на основе этих двух гамм построены многочисленные гаммы, обладающие прекрасным звучанием, придающим каждому произведению неповторимую тень.

Самые известные клавиши (кроме блюза, где есть вариации количества шагов) состоят из семи шагов. Они становятся основой для аккордов и аккомпанемента.

Звукоряды

Лидийский, мизолидийский, фригийский, дорический, эолийский ионический: это исторические шкалы. Дорический, эолийский, фригийский — второстепенные, остальные — основные. Их и по сей день можно услышать в народных песнях славянских стран. Эти пути и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Салиния — Салоники — была целая славянская колония).

Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с популярной музыкой, эти народные лады часто встречаются в современной популярной музыке. Композиторы «Могучей кучки», а также Петр Ильич Чайковский особенно любили переделывать и добавлять цитаты из народных песен в оперы и другие великие инструментальные произведения. Многие симфонии и концерты Чайковского имеют прямые заимствования и цитаты из модальностей популярной музыки.

Локрийский лад

это последняя минорная гамма. От натурального минорного звукоряда он отличается пониженной второй и пятой ступенями. Его можно охарактеризовать как спокойный и умиротворенный. Это не так часто встречается в поп-музыке, но в таких жанрах, как трэш-метал, индастриал, дэт-метал и блэк-метал, его можно встретить довольно часто. Его звуку присущи отчаяние и тьма.

Группы ладов

Все народные лады делятся на две группы.

Основные ключи настроения. Их отличительная черта — третий высокий уровень. Эти ключи:

  • Ионный
  • Лидио
  • Мизолидийский

Минорные клавиши с нижней третьей степенью. Это:

  • Эолийские острова
  • Дориан
  • Фригия
  • Локриано

Наиболее распространенные лады в русских народных песнях

Если внимательно просмотреть каждую песню, эпос или другое сочинение, написанное нашими крестьянскими предками, то, исходя из современных знаний, можно сказать, что большинство произведений построено именно в дорическом масштабе. Этот лад в популярной музыке второстепенен, так как в нем понижена третья ступень. Когда мы слышим дорическую гамму, возникает ощущение определенного величия, смелости, но в то же время в ней есть некий мрачный оттенок. Этот эффект создается за счет того, что шестая ступень увеличена. Фригийский стиль — тоже частый гость в различных популярных мотивах. Все это основано на той же минорной гамме, но на этот раз изменилась вторая ступень — здесь она понижена.

ключи из примеров популярной музыки

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя способами. Первый — это поднятые или опущенные ступеньки, которые создают именно то очень характерное звучание определенной клавиши. В случае гитарных гамм вы должны выяснить, какая нота находится на правильной высоте, и повышать или понижать ее в зависимости от того, как вы хотите играть.

Кроме того, народные лады являются модальными, а не тональными. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражены гораздо слабее. Если вы находитесь внутри гаммы, то вам не нужно завершать предложение доминантой в тонике, вы можете использовать любое гармоническое и фразовое движение, которое, по вашему мнению, необходимо или приятно с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это также означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку с помощью клавиш можно не только придать композициям определенный цвет настроения, но и построить необычную гармонию, которая удивит слушателя.

ключи из примеров популярной музыки

Гамма с самым интересным аккордом

Миксолидийский стиль популярной музыки действительно очень красив и интересен. Его структура проста и основана на стандартной крупной шкале. Отличие в том, что седьмая гамма занижена, из-за чего ее звучание становится несколько загадочным и мрачным. Однако вся прелесть гаммы заключается не в порядке нот самой гаммы, а в том, в каком аккорде она может быть встроена в нее. В связи с тем, что седьмая ступень понижена, именно она присоединяется к обычному мажорному тонизирующему трезвучию. В результате получается необычайно красивый септаккорд, крайние ноты которого образуют минорный септаккорд. Часто используется в джазовых и блюзовых композициях.

народные пути в музыке

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад — это основное настроение, которое легче построить из ноты. Он не имеет приподнятых ступенек и соответствует естественному мажору. Построив его в тональности до мажор, получаются следующие ноты:

ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА — СОЛ — А — ДА

Этот режим параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорная лада, отличительной особенностью которой является пониженная вторая ступень шкалы. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Его легче всего построить из гаммы ми минор. В нем вы получите следующие заметки:

МИ — ФА — СОЛЬ — ЛА — СИ — СУ — РЕ

Лидийский

Мажорная тональность с поднятой четвертой ступенью. Отличается возвышенным и радостным звуком. Самый простой способ построить из фа мажор, в этом ключе лидийский ключ будет иметь следующие примечания:

FA — SOL — LA — SI — DO — RE — MI

Дорийский

Минорная гамма содержит повышенную шестую ступень. Настроение: менее второстепенное и более радостное, легкое, восторженное. Его легче всего построить из ноты D в тональности ре минор. Он параллелен лидийской моде.

RE — MI — FA — SOL — LA — SI — SU

Миксолидийский

Наклон больше, седьмая ступень понижена по шкале. Самый простой способ его собрать — из соль мажор. Типично для ирландской и кельтской музыки, а также для кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллельно фригийской моде. В соль мажоре есть следующие ноты:

СОЛ — А — ДА — ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА

Эолийский

Минорная гамма, которая по своему звучанию и структуре соответствует обычной минорной гамме. Его проще всего построить из примечания A:

ЛА — СИ — СУ — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ

Локрийский

Самый необычный способ. Внутри опускаются вторая и пятая ступеньки. Издает темный, загадочный и пугающий звук. Его легче всего построить из гаммы ля минор:

ДА — ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ — ЛА

Как вы уже отметили, основой для всех ладов популярной музыки является гамма до мажор. Каждая гамма в народных режимах имеет свою собственную ноту, и если вы сыграете в этой тональности ту же гамму, что и в до мажоре, то вы автоматически перейдете в интересующий вас режим. В то же время, чтобы построить популярные гаммы в любой другой тональности, достаточно запомнить структуру гаммы до мажор и начать с нее.

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад

Режим Дориана уже является второстепенным, но из-за 6-й ступени в высоту он оставляет небольшое уточнение в своем звучании. Чтобы играть в дорической гамме, нужно взять любую минорную тональность и поднять шестую ступень на полшага. Играйте во все игры, используя это правило. Так ваши композиции будут звучать легче, чем обычная минорная. Такой прерывистый звук можно услышать в основной музыкальной теме фильма «Аватар». Всякий раз, когда демонстрировалась всемирная сказка местного населения Нави, музыка игралась в дорийском стиле. Из-за такой уловки не передается обыденный обывательский звук.

Эолийский лад

Композиция эоловой гаммы напоминает натуральный минор. Те, где нет ни подъема, ни спада нот по сравнению с нормальной минорной тональностью. Наиболее распространены произведения в обычном минорном ключе (или в эоловой гамме). Особенно в наших странах любят слушать более второстепенные композиции. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звуке легче передать более серьезное содержание произведений. И мы любим серьезность. К тому же исторически в странах России и СНГ было много сложных периодов, которые заставляли музыкантов сочинять произведения второстепенного содержания. Поэтому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.

Фригийский лад

Фригийский ключ имеет второй низкий тон. Это понижение делает звучание пьес в этой шкале очень темным и тусклым. Фригийский стиль полюбился любителям металлов, видимо, благодаря очень тщательной передаче соответствующего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание клавиши используется в тех частях произведений, где есть необходимость передать тревогу, страх, напряжение. Фригийский ключ со второй ступенью вниз отлично с этим справляется.

Лидийский лад

Лидийский лад совершенно не похож на фригийский. Он:

  • построен из четвертой ступени главной лестницы;
  • имеет важное настроение;
  • она идентична естественной мажорной шкале с увеличенной 4-й степенью.

Некоторые думают, что Lydian Mode звучит не только мажор, но и «супер мажор». Его звук очень легкий и прозрачный.
Формула режима Лидии:
тон-тон — тон — полутон — тон — тон — полутон
LeftRight Есть такая вещь, как лидийское соглашение. Это мажорный аккорд, в котором одиннадцатый шаг (то есть четвертый, но на октаву выше) повышен. У него очень интересное звучание: в широком смысле это можно назвать любым мажорным аккордом с повышенной 11-й ступенью. Вот несколько примеров взятия такого аккорда: LeftRight В сольном исполнении Lydian Major часто используется вместо Natural Major для исполнения мажорного аккорда. Особенно хорошо лидийский лад звучит под мажорным септаккордом.Есть такое направление джаза — модальный джаз. Он основан не на гармонии, а на гармонии. Как правило, такие композиции содержат минимум аккордов, чтобы импровизатор мог раскрыть все нюансы звучания той или иной тональности. Классика этого направления — композиция Kind of Blue Майлза Дэвиса.
Лидийский режим параллелен режиму Dorian Practice 3
Практика игры на лидийской гамме до мажор: 5

Интересные факты о ладах

В Спарте для воинов считалось полезным слушать второстепенные лады: дорический, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание трудному воспитанию, отмечали, что именно несовершеннолетний проявляет в мужчине воинственность и отвагу.

В минорной тональности написана серия патриотических песен и маршей, которые благодаря минорной тональности имеют определенную концентрацию. Поэтому нельзя сказать, что несовершеннолетний только создает настроение мрачной грусти.

Дорийский лад

Эта гамма — одна из разновидностей обычного минорного тональности. Его использовали как в средние века, так и сегодня во многих композициях. Разница между дорической шкалой и классической минорной шкалой состоит в том, что шестая ступень повышена на полшага. Благодаря этому у него более радостное и важное звучание, в основном связанное с джазом, фанком и поп-музыкой.

Если привести в качестве примера песни, в которых можно найти дорийское настроение, то это:

  1. Майлз Дэвис — «Вехи», «Ну и что».
  2. Симфония X — «Граница вечности».
  3. Битлз — «Элеонора Ригби».
  4. Сантана — «Пути зла».

Видео: Зачем нужен дорийский лад

Блюз

Блюз — это народный музыкальный стиль чернокожих. Как вы знаете, клавиши большего или меньшего наклона формируются путем повышения или понижения ступени. Уникальность блюза состоит в том, что он сам по себе состоит из смеси мажора и минора!

Действительно, передать блюз нотами шкалы европейской музыки (разделенной на 12 полутонов) практически невозможно. Блюз адаптирован только для фортепиано. При подъеме блюз характеризуется пониженной третьей ступенью, которая сразу же превращается в увеличенную седьмую, а также пониженную седьмую. А при спуске к этим ступеням добавляется пониженная пятая. Образуется модальность, которую сложно отнести к большему или меньшему настроению: она содержит половину характеристик мажора и половину минора! Эти отрывки на английском языке называются синими нотами или «блюзовыми нотами».

Блюзовая гамма больше похожа на минорную, но играет на фоне мажорных септаккордов. Какой звук получается — смешной или грустный, позитивный или скучный? .. Послушайте себя, набрав слово «блюз» в поисковике. Блюз уникален.

Слово «блюз» изначально в русском языке означало «грустная песня рабочих негров». Но именно блюз стал краеугольным камнем джаза и ранних разновидностей рок-н-ролла (которые породили рок, который затем стал «становиться тяжелее»). Так из медленной и продолжительной песни «рабочих черных» в 1940 году родился самый счастливый танец: танец «буги-вуги». Сначала, в 1920-х годах, они танцевали в «стиле фортепиано», а затем, в 1940-х годах, этот стиль был преобразован в танец буги-вуги с помощью джазовых оркестров. Одним из первых, кто превратил блюз в буги-вуги, был великий оркестр Глена Миллера.

Лады народной музыки. Общая информация

Прежде чем европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые народные музыкальные приемы. Это были структуры, очень похожие на чешуйки, которые мы видим сейчас, но у них была своя особая структура и цвет. В этой статье мы подробно опишем общую теорию ключей, как они развивались с течением времени и как они выглядят сейчас.

Источники

 

  • https://www.o-vere.ru/ladi-chto-eto.html
  • https://aspektcenter.ru/tablitsa-ladov-narodnoy-muzyki/
  • https://FB.ru/article/148429/lad-narodnoy-muzyiki-i-ego-vidyi
  • https://akkordam.ru/publ/uroki_gitary/lady_narodnoj_muzyki_tablica_primery/3-1-0-1221
  • https://mandelstamdavid.ru/music_theory/natural_modes
  • https://pereborom.ru/lady-narodnoj-muzyki/
  • https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-garmonii/narodnye-lady/

Оцените статью
Теория музыки