Квинтовый круг тональностей

Содержание
  1. Что такое квинтовый круг
  2. Немного об истории появления квинтового круга
  3. Схема построения квинтового круга
  4. В чём разница между квинтовым и кварто-квинтовым кругом
  5. Колесо камелота
  6. Используйте плагины
  7. Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?
  8. Диезные тональности
  9. Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами
  10. Энгармонически равные тональности
  11. Первая степень родства
  12. Объяснение: как образуется квинтовый круг?
  13. Вторая степень родства
  14. Построение круга через интервалы
  15. Шаг 1
  16. Шаг 2
  17. Шаг 3
  18. Бемольные тональности
  19. Еще один способ определения ТПР
  20. Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?
  21. Минорные тональности в квинтовом круге. Каков их принцип построения?
  22. Родственные тональности
  23. Знаки альтерации внутри ключей
  24. Мажорный квинтовый круг с бемолями
  25. Разбирайте аккорды
  26. Как считать квартами
  27. Для чего используется эта система?
  28. Ищите устойчивые ступени

Что такое квинтовый круг

Пятый круг — это система, в которой каждый лад отделяется от предыдущего на пятую часть и имеет дополнительный знак аварии.

Пятый круг в мажорных тональностях

На этой диаграмме показан круг из пяти основных тональностей. Здесь есть как острые, так и плоские клавиши.

Вне круга указаны названия клавиш: C (C), G (G), D (D), A (A), E (Mi), B (B) или Cb (C flat) и так далее через все основные ключи.

Внутренняя сторона указывает количество диезов или бемолей в данном ключе.

Внизу круга расположены 3 энгармонически равных оттенка — это:

  • B (Si): 5-диез в тональности и Cb (C-бемоль): 7 эт. В тональности;

Пятый круг: определение, схема, история, правила использования

  • F # (фа-диез): 6-диез в тональности и Gb (соль-бемоль) 6-бемоль в тональности;

F # (фа-диез) или Gb (соль-бемоль)

  • C # (до-диез): 7 диезов в ключе и Db (ре-бемоль): 5 эт. В ключе.

C # (до-диез) или Reb (ре-бемоль)

Энгармонически равны клавиши, имеющие одинаковый звуковой состав, но различающиеся знаками аварии (названиями степеней).

Для минорных тональностей пятый кружок выглядит так же.

Пятый круг в миноре

И снова мы видим три энгармонически равных оттенка — это:

  • g # (соль-диез) и ab (ля-бемоль);

g # (соль-диез) и ab (ля-бемоль)

  • d # (диез) и eb (ми-бемоль);

d # (диез) и eb (ми-бемоль)

  • a # (ля-диез) и bb (си-бемоль).

a # (A-диез) и B (B-бемоль)

удобнее рассматривать комбинированный пятый круг, где основные лады указаны вместе с их второстепенными параллелями.

Круг квинты

Немного об истории появления квинтового круга

Уже в эпоху VI века греческий ученый и философ Пифагор попытался систематизировать знания, относящиеся к музыкальной структуре. Поскольку он был неравнодушен к треугольникам и кругам, его система была основана на делении круга на равные части с помощью нескольких вписанных треугольников. В точках соприкосновения вершин треугольника с кругом были обнаружены определенные звуковые тона (высота тона). Их было 12. По задумке Пифагора основной единицей измерения был цент. Полный круг составлял 1200 центов, а расстояние в полутона составляло 100 центов.

Круг Пифагора был очень похож на нынешний круг пятых.

Круг Пифагора

Еще одно упоминание о системе, аналогичной кругу квинт, содержится в рукописи Николая Дилецкого «Музыкальная грамматика» 1679 года. В ней можно найти голоса о «колесе веселой музыки» и «колесе грустной музыки», что, вероятно, соответствует к диапазону мажорной и минорной тональности. «Musikia» в переводе со славянского означает «музыка». Это произведение предназначалось в первую очередь для церковных певцов того времени.

Музыкальная грамматика

«Музыкальная грамматика» сейчас имеет прежде всего историческое и культурное значение и не представляет интереса для современного музыканта.

Схема построения квинтового круга

Как уже отмечалось, круг пятых имеет такое название, потому что каждая последующая клавиша отделяется от предыдущей чистой пятой.

Чистая квинта — 3,5 тона. Если мы отсчитаем 3,5 тона от ноты C, мы получим ноту G. Если мы посчитаем 3,5 тона от ноты G, мы получим ноту D и т.д. Часов. Каждый последующий лад имеет дополнительную резкость по сравнению с предыдущим. Семь диезов в тональности C # мажор и параллельны ему в A # минор.

Порядок добавления диезов к тональности всегда один и тот же: фа, до, г, д, ля, ми, си.

Порядок, в котором диезы добавляются к ключу

Об этом нужно помнить!

Точно так же, как каждый ключ отделяется от предыдущего чистой пятой, так и диезы в ключе отделяются друг от друга чистой пятой.

Что касается плоских ладов, то схема их построения аналогична. Движение по пятому кругу идет в обратном направлении. Поэтому каждая плоская клавиша (при движении против часовой стрелки) также отделяется от предыдущей чистой пятой.

Если мы посчитаем 3,5 тона от ноты C, мы получим ноту F. Если мы посчитаем 3,5 тона от ноты F, мы получим ноту Cb и так далее. Именно в таком порядке ключи расположены на пятом круге. Семь квартир имеют тональность до мажор и параллельны ля си минор.

Порядок добавления бемолей к ключу всегда один и тот же: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Порядок добавления квартир под ключ

Об этом нужно помнить!

Точно так же, как каждый ключ отделяется от предыдущего чистой пятой, так и балки с ключом отделены друг от друга чистой пятой.

В чём разница между квинтовым и кварто-квинтовым кругом

Как уже упоминалось выше, пятый круг получил свое название от того, что его схема построения построена на чистых квинтах. Стоит отметить, что при движении вверх на острых клавишах и при движении вниз на плоских клавишах типично 3,5 тона. Поскольку четвертая — это инверсия пятого интервала, поэтому при изменении направления движения (на острых клавишах внизу и на плоских клавишах — вверху) интервал между соседними клавишами уже будет не чистой пятой, а его инверсией будет чистая четверть. Отсюда и название четвертого-пятого круга.

Четвертый-пятый круг и пятый круг — это два названия одного и того же круга.

Колесо камелота

Ключевое колесо Камелота — это еще одна версия паттерна, которая объединяет пятый круг мажорных и минорных ключей. Он подходит для диджеинга и подходит для гармонического микширования.

Колесо Камелота и понижающее микширование неразрывно связаны. Эту технику используют ди-джеи по всему миру. Работа ди-джея — делать плавные переходы между треками в своих сетах. Когда дорожки находятся в одной или соседней клавише, переход становится менее заметным.

Используйте плагины

Как только вы разберетесь с клавишами и поймете принцип круга квинт, самое время использовать его в своем секвенсоре. Опытные музыканты умеют определять ключ на слух. Если вы еще не достигли этих высот, воспользуйтесь анализаторами, которые решают задачу определения оттенка.

В коммерческих коллекциях образцов указывается ключ для каждого образца. Но что, если в звуке, который вам нравится, эта информация отсутствует? Например, вам понравилась басовая линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Находим тональность баса, чтобы играть вместе с синтезатором. Используя принцип поиска по ключевым словам, который вы изучили ранее, вы можете легко найти ключ образцов из своей библиотеки.

Затем, повесив анализатор на бас-трек, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую сильную гармонику сигнала, корень которого определяет высоту тона.

В данном случае это частота 80,15 Гц. В зависимости от частоты, E1 является основной нотой. Следовательно, тоника баса приходится на ноту E (E). Мы нашли тоник, но не оттенок. Чтобы найти ключ, придется прибегнуть к теории.

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, пятый круг можно использовать как удобную шпаргалку для изучения всех ключей и их знаков.

Во-вторых, разницу в знаке между двумя тонами легко определить по кругу квинт. Для этого просто посчитайте сектора от исходного ключа до того, с которым мы сравниваем.

Например, между соль мажор и ми мажор разница в три сектора и, следовательно, в три цифры. Между до мажором и ля-бемоль мажор разница в 4-бемоль.

Различие знаков наиболее ярко показывает пятый круг, разделенный на сектора. Чтобы изображение круга было компактным, клавиши в нем можно записать с помощью буквенного обозначения:

круг из пяти ключей

Наконец, в-третьих, по кругу пятых можно сразу определить «ближайших родственников» того или иного ключа, то есть определить ключи первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходный ключ (параллельно), и примыкают к каждой стороне.

Например, для соль мажор такими коррелированными ключами будут ми минор (в том же секторе), мажор и минор (соседний сектор слева), ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

Мы вернемся в будущем к более глубокому изучению актуальных оттенков, тогда мы узнаем все методы и секреты их исследования.

Диезные тональности

Отправной точкой для мажорных тональностей является тональность до мажор в верхней части круга. Двигаясь от него по часовой стрелке, мы увидим цепочку острых мажорных клавиш, обозначенных заглавными латинскими буквами (C — G — D — A — E — B — F # — C #). Напомню, что нота «SI» обозначается несколькими способами: в классическом гармонии с латинской буквой «H», а в американском — буквой «B». На изображении ниже вы можете увидеть, как тоника этих клавиш находится на клавиатуре фортепиано:

Квиновый круг

Квиновый круг

Интервал, разделяющий два ближайших тоника, называется пятым. Поэтому кружок получил название «Квинотвы».

Как мы уже говорили, отправной точкой является тональность до мажор, в которой нет никаких признаков случайности. Теперь построим квинтэссенцию из ноты C — мы получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur, в которой появится 1 знак — F #. Из ноты G строим квинт и находим следующий тоник — ноту D. В тональности D-dur есть 2 диеза — F # и C#.

Поэтому каждая новая пятая будет открывать новый диез, в котором на один больше предыдущего. Это будет продолжаться до тех пор, пока количество острых предметов не достигнет 7.

Это связка ключей, которая получится, если мы построим квинта из ноты C: соль мажор (1 диез) => ре мажор (2 диеза) => мажор (3 диеза) => ми мажор (4 диеза) => Си-диез (5-диез) => фа-диез мажор (6-диез) => до-диез мажор (7-диез). Цепочка не может продолжаться дальше, потому что все ступени уже подняты.

Для минорных тональностей ссылкой будет клавиша a — moll, которая также находится в верхней части круга. По часовой стрелке от него идет цепочка параллельных минорных ключей. Второстепенные ключи обычно пишутся строчными латинскими буквами (a — e — h — f # — c # — g # — re # — a#).

Квиновый круг

Пары острых параллельных ключей:

  • Примерно
  • G — ми
  • Д — ч
  • А — ж#
  • E — c#
  • ДА — SOL#
  • ДЕЛАТЬ#
  • Примерно#

В параллельных ключах всегда одинаковое количество случайностей. Чтобы определить количество символов в любой второстепенной тональности, вам просто нужно знать, сколько символов имеет основная параллель.

Теперь давайте воспользуемся пятым кружком и определим, сколько символов в минорных тональностях. Начнем с тональности минора и добавим квинтэссенцию. Получается нота е, которая действует как тоника в тональности ми минор (1-диез). Затем строим квинтэссенцию из ноты E, получаем ключ H-минора (2 диеза) и так далее, пока не окажемся в ключе # -молла, в котором будут подняты все 7 нот.

Это связка ключей, которая получится, если мы построим квинта из ноты A: ми минор (1 диез) => си минор (2 диез) => фа # минор (3 диез) => C # минор (4 диез) => G # минор (5 диез) => D # минор (6 диез) => A # минор (7 диез).

Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами

Далее посмотрим, как «работает» пятый круг и как складываются случайности в разных ключах. Принцип работы системы следующий: сначала берется начальный ключ. Мы знаем его тоник. Чтобы определить первый шаг следующего ключа, отсчитайте пять нот. Тоника связанной тональности будет на пятом уровне исходной, то есть ее доминантой. Следовательно, пятый интервал — это интервал для расчетов. Именно из-за использования пяти шагов для определения ключей круг квинтов получил свое название. Теперь посмотрим на следы выветривания. Правило таково, что они переносятся с исходного ключа на следующий, плюс к ним добавляется знак (на шестом шаге) — диез.

четвертый пятый круг

Рассмотрим тональность до мажор, в которой отсутствуют дорожные знаки (острые и плоские). Его тоник — С, а его доминант — соль. Следовательно, согласно принципу пятого круга, следующей тональностью будет соль мажор (иначе соль мажор). Теперь определим знак изменения. В полученном коррелированном ключе шаг 6 — fa. Именно на нем и будет лезвие. Чтобы определить следующий ключ от G, выделите интервал в пять шагов. Его доминирующая черта — король. Это означает, что следующий ключ будет ре мажор. Уже будет две случайности: из предыдущего ключа (фа-диез) и до-диез, соединяющего шестую ступень. Все остальные оттенки можно найти по аналогии. При определении ключом того, что имеет семь знаков, круг замкнется негармонично.

круг пятых мажорных клавиш

Энгармонически равные тональности

Ангармония в музыке — это совпадение элементов в звучании, но их различие в названии, написании или обозначении. Простые ноты могут быть энгармонически одинаковыми: например, до-диез и ре-бемоль. Ангармония также характерна для интервалов или аккордов. И в этом случае мы будем иметь дело с ангармонически равными тонами, соответственно, шкалы шкал этих тонов будут совпадать и по звучанию.

Как мы уже отмечали, эти соответствующие ключи появляются на пересечении острых и плоских ветвей пятого круга. Это ключи с большим количеством знаков — с пятью, шестью или семью дугами или бемольями.

четвертый-пятый круг ключей

Следующие ключи считаются энгармонически равными:

  • Си мажор (5-диез) и до-бемоль мажор (7-бемоль)
  • Параллельно соль-диез минор (5-диез) и ля-бемоль минор (7-бемоль);
  • Фа-диез мажор (6-диез) и соль-бемоль мажор (6-бемоль);
  • Параллельно им ре-диез минор и ми-бемоль минор с таким же количеством знаков;
  • До-диез мажор (7-диез) и ре-бемоль мажор (5-бемоль);
  • Параллельно этим строчкам идут минор-диез (также 7 диезов) и минор (5 бемоль).

Первая степень родства

Первая степень родства включает ключи, которые имеют наиболее общее: триады и ключевые знаки. Однако ключевые признаки — это не первичный признак родства, а скорее внешний признак, на который не следует полагаться.

Первая степень родства состоит из 6 оттенков:

  • Ключ параллельно тонику
  • Субдоминантный ключ
  • Оттенок параллельно субдоминанте
  • Доминирующий оттенок
  • Оттенок, параллельный доминирующему
  • В мажоре — тональность субдоминанты, но в гармонической (минорной) форме. В минорной тональности — тональность доминанты, в гармонической форме (мажор.

А теперь об этом подробнее на примере тональности до мажор и ля минор. Начнем с основного:

  • Параллельная тональность до мажор — ля минор. На этих клавишах отсутствуют ключевые метки, что означает, что все звуки для них общие.
  • Субдоминанта до мажор — фа мажор. Эти ключи отличаются одним звуком: си-бемоль, который присутствует в тональности фа мажор. Остальные звуки являются общими для этих клавиш.
  • Ключевая параллель субдоминанте (фа мажор) — ре минор. Он также имеет знак ключа, си-бемоль, который отличает до мажор от ре минор.
  • Доминирующая тональность до мажор — соль мажор. Они оба имеют 6 общих звуков, как и вышеупомянутые клавиши, за исключением фа-диез, который присутствует в тональности соль мажор.
  • Ключевая параллель с доминантой — ми минор. Как и в случае с доминантой, между до мажором и ми минором все звуки, кроме фа-диез, будут общими.
  • Номер 6 — это ключ, который будет исключением, и вам просто нужно помнить об этом. Это тональность субдоминанты, но взятая в гармонической форме, то есть в минорной тональности. Получается, что шестая тональность до мажор будет фа минор.

Теперь перейдем к минорной тональности. Принцип определения оттенков такой же:

  • Параллельный — до мажор
  • Субдоминанта — Ре минор
  • Параллельная субдоминанта — фа мажор
  • Доминант — ми минор (натуральный)
  • Параллельная доминанта — соль мажор
  • Шестая тональность в минорной тональности будет доминирующей в гармонической форме, то есть мажорная доминанта является тональностью в ми-мажоре.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Пятый в этой схеме — самый важный интервал. Почему чистая пятая? Потому что пятое — это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рожден самой природой.

Следовательно, острые клавиши находятся и в пятых частях выше. Первая квинта построена из ноты «До», то есть из корня до мажор, чистой тональности без знаков. Пятая от «а» — «то-соль». Это означает, что нота «G» становится корнем следующего ключа в пятом круге, это будет ключ соль мажор и в нем будет знак — F-диез.

Строим следующую квинту из звука «G» — «GD», получившийся звук «D» — корень следующей тональности пятого круга — корня шкалы D мажор, в которой два знака — это две диезы (F и C). С каждым пятым построенным мы будем получать новые острые ключи, и количество острых ключей будет увеличиваться все больше и больше, пока не достигнет семи (до тех пор, пока все классы не будут повышены).

Итак, если мы построим квинты, начиная с «C», мы получим следующий диапазон тональности: соль мажор (1 диез), ре мажор (2 диеза), ля мажор (3 диеза), ми мажор (4 диеза), си мажор (5-диез), Фа-диез мажор (6-диез), До-диез мажор (7-диез). Количество записанных тоников оказалось настолько большим, что нужно начинать записывать в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

острые клавиши в пятом круге расположены чистыми квинтами вверх

Порядок добавления острых предметов: F, C, G, D, A, MI, SI. Острые предметы также разделены чистой пятой. Это связано со следующим. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени шкалы, о чем мы говорили в статье «Как запоминать знаки в клавишах». Следовательно, если тоника новых клавиш всегда приближается к чистой пятой, их седьмые шаги также удаляются друг от друга точно на чистую пятую.

чистый заказ

Плоские мажорные клавиши расположены пятыми вниз от «C». Точно так же с каждым новым ключом увеличивается количество квартир в гамме. Диапазон бемольских тональностей следующий: фа мажор (ля-бемоль), си-бемоль мажор (2-бемоль), ми-бемоль мажор (3-бемоль), ля-бемоль мажор (4-бемоль), ре-бемоль мажор (5-бемоль), соль-бемоль мажор (6 квартир) и до-бемоль мажор (7 квартир).

плоские клавиши расположены в пятом круге чистыми пятыми вниз

Порядок внешнего вида квартир: СИ, МИ, ЛА, РЕ, СОЛ, ДО, ФА. Плоские, как и острые предметы, добавляются в пятых, только внизу. При этом порядок квартир совпадает с порядком клавиш плоской ветви четверти пятой окружности, начиная с си-бемоль мажор.

заказать апартаменты

Ну а теперь, наконец, мы представим весь набор ключей, в который для полноты картины добавим второстепенные параллели для всех основных.

четвертый-пятый круг ключей

Кстати, пятый круг нельзя назвать строго кругом, это скорее своего рода спираль, так как в какой-то момент некоторые клавиши пересекаются из-за совпадения тона. Более того, пятый круг не замкнут; его можно продолжить новыми, более сложными ключами с двойными случайностями: дабл-диез и дабл-бемоль (такие ключи очень редко используются в музыке). О совпадении тонов в звуке поговорим отдельно, но чуть позже.

Вторая степень родства

Мы не будем подробно рассматривать вторую и третью степени родства, но я кратко объясню, что это такое.

В группе второй степени родства 12 оттенков. Они определяются следующим образом: для начального ключа есть 6 ключей первой степени, затем для каждого из них есть родственники первой степени. В 6 тонах при 6 родственных должно получиться 36 тонов, но выделяются только 12: появляющиеся впервые не повторяются.

Построение круга через интервалы

Круг ключа — это диаграмма, на которой указаны все минорные и мажорные музыкальные клавиши, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно распознавать все ноты, входящие в естественную гамму тональности, и строить из них последовательности аккордов, сольные партии или импровизации. Чтобы лучше понять, как устроен четвертый-пятый круг, настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Круг оттенков

Шаг 1

Начните с рисования круга и разделите его на двенадцать сегментов, как если бы это был квадрант. Снаружи, в 12, вы пишете «До мажор» или «До мажор».

Шаг 2

Затем, начиная с ноты C, отсчитайте полную пятую часть — пять полных шагов или тонов. Вы должны прийти к ноте G. Напишите G-maj на циферблате в положении «1 час». Затем повторите то же самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Кружок должен замкнуться на клавише F-maj. После этого вы вернетесь в C.

Итак, вы заполнили круг основных клавиш. Теперь то же самое нужно проделать с второстепенными клавишами.

Шаг 3

Внутри круга, снова в 12 часов, напишите минор под до мажор. Затем таким же образом отсчитайте пять полных тонов от тоники A. Вы дойдете до ноты E. Пишите в течение 1 часа, под соль мажор. Повторяйте то же самое, пока не закроете круг клавишей D-min.

Четвертый или пятый круг ключей можно построить не только из пятого, но и из четвертого. В этом случае вам нужно будет двигаться против часовой стрелки и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме того, вместо острых предметов нужно писать плоско.

Последнее, что нужно помнить, это то, что когда мы строим круг по часовой стрелке, создается ощущение, что мы движемся вверх и против — вниз по тонам.

Бемольные тональности

Теперь от ноты До идем в другом направлении — против часовой стрелки. Корневые клавиши основных плоских клавиш также расположены в пятых долях. Вот как найти их на клавиатуре:

Квиновый круг

Квиновый круг

Принцип тот же: в ключе C не бывает случайностей. Считаем пятую, получаем ноту F — ключ F-dur — бемоль в ключе. Из ноты F строим пятую, получаем тональность B-dur, в которой 2 квартиры и так далее.

С каждой новой пятой мы будем получать следующий плоский ключ, который на 1 квартиру больше предыдущего. Так будет продолжаться до тех пор, пока количество бемолей не достигнет 7. Это брелок для ключей, который получится, если мы построим квинта от ноты до в направлении, противоположном направлению по часовой стрелке: фа мажор (1-бемоль) => си-бемоль мажор (2-бемоль).) => Ми-бемоль мажор (3-бемоль) => ля-бемоль мажор (4-бемоль) => ре-бемоль мажор (5-бемоль) => соль-бемоль мажор (6-бемоль) => до-бемоль мажор (7-бемоль).

Думаю, вы уже догадались, как считать минорные ключи. Отправной точкой будет тональность минора, и мы добавляем квинта в направлении, противоположном направлению по часовой стрелке. Вот брелок: ре минор (1 бемоль) => соль минор (2 бемоль) => до минор (3 бемоль) => фа минор (4 бемоль) => си-бемоль минор (5 бемоль) => ми-бемоль минор (6 квартир) => малая квартира (7 квартир).

Как видите, совсем не обязательно запоминать количество символов в каждой клавише. Просто запомните следующее:

  • Давайте посчитаем ключи в пятых
  • Вверх — резко, вниз — ровно
  • Из ноты до мажор, из ноты Ля минор
  • Каждая последующая клавиша будет иметь дополнительный символ

Еще один способ определения ТПР

Например, как обычно, возьмем гамму без случайностей — до мажор и запомним тональности, имеющие с ней первую степень родства:

  • Минор
  • Фа мажор
  • Фа минор
  • Ре минор
  • Соль мажор
  • Ми минор

Возьмем их тоники и выровняем по принципу возрастания степеней:

звукоряд до мажор

Теперь вспомним, как выглядит гамма до мажор:

гамма до мажор

Как видите, тоники ключей первой степени родства находятся на шкале оригинального ключа. Из каждой из этих нот мы можем построить триаду (с учетом признаков изменения или их отсутствия). У нас получится 6 триад, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия укажет название оттенка, а цвет трезвучия (мажорный или минорный) укажет режим тона. В до мажоре вы получите следующие трезвучия:

первая степень родства

Минор:

первая степень родства

Вы уже заметили, что в тональности до мажор и ля минор мы не использовали трезвучие из ноты C. Это трезвучие уменьшено и не имеет мажорной или минорной окраски. В результате не используются и си-мажорные / си-минорные ключи.

Далее следует следующий паттерн:

Триада VII степени не участвует в мажорных тональностях; в минорной тональности — трезвучие II степени. Значит, тональность этих отрывков тоже не участвует

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение по кругу только для пятых и никогда не упоминали четвертый. Так при чем тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «четвертый пятый круг»?

Дело в том, что четвертый — это инверсия пятого интервала. И такой же диапазон оттенков круга можно получить, если двигаться не на пятые, а на четвертые.

Например, диезные клавиши могут быть размещены не чистыми квинтами сверху, а чистыми четвертями ниже. Эта же строка будет выглядеть так:

клавиши острых клавиш чистыми четвертью вниз

Плоские клавиши можно разместить не чистыми квинтами внизу, а чистыми квинтами сверху. И снова результат будет тот же:

ключи от плоских ключей в чистом виде четвертью вверх

Минорные тональности в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 основных ключей. У каждого из них есть родственники несовершеннолетних. Вы можете увидеть это в круге пятых, показанном на изображении выше. Относительная тональность минорной тональности основана на тех же звуках, что и мажорная тональность. Но начнем с другой ноты. Например, связанные ключи без случайностей до мажор и ля минор основаны на простых звуках. В C-dur C, E и G — стабильные звуки. Они составляют главную тоническую триаду.

малый круг пятых

Интервал между корнем и третьим — большая треть. На первом шаге ноты A звуки A, C и E образуют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью — 1,5 тона (малая треть). Это делает минорную тональность минорной тональностью. Минор и до мажор параллельны: корень первого — второстепенная треть вниз от корня второго. Важная их особенность — такое же количество отметин выветривания. Например, соль минор и си-бемоль мажор содержат две квартиры в тональности, а ми минор и соль мажор — одну диез. В параллельных тональностях используется одна и та же гамма, поэтому мелодию, играющую в мажорной гамме, можно легко превратить в минор и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. «А мы пшено посеяли»). Итак, если мы понизим корневые ключи всех основных ключей на малую треть, мы получим пятый второстепенный круг. На рисунке показаны случайности, обнаруженные в каждом остром и плоском малом ключе.

большой пятый круг

Родственные тональности

Как вы догадались по названию, оттенки могут быть родственными. Кроме того, среди них есть как близкие, так и дальние родственники. Чем больше у оттенков общего, тем они ближе.

найти универсальный способ определения связанных ключей довольно сложно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь ключей по-своему. Однако большинство музыкантов чаще всего используют систему Римского-Корсакова, которая делит клавиши на 3 степени родства. Мы это учтем.

Знаки альтерации внутри ключей

Второе, на что стоит обратить внимание, — это следы выветривания — острые и плоские. Как вы помните, каждый ключ — это набор нот, расположенных по определенному принципу. Вы можете понять конструкцию ключа, изучив структуру гаммы на гитаре. В зависимости от того, является ли это минорной или мажорной тональностью, в дополнение к тоникам меняется их порядок. Следовательно, в ключе могут быть как целые, так и половинные ноты, которые обозначаются острыми и плоскими знаками. Это означает, что, зная, сколько незавершенных нот в ключе, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название ключа, мы можем точно сказать, сколько в нем признаков изменения.

Четверть пятая части круга ключей позволяет очень легко запомнить и рассчитать, сколько диезов или бемолей содержится в конкретном ключе, что нам нужно. Это можно очень легко запомнить, записав, сколько раз вы считаете четвертый или пятый, прежде чем дойдете до нужной тональности. Так, в до мажоре все ноты заполнены, а в соль мажоре только один знак аварии. По аналогии с этим считаются ля минор, ми минор и так далее.

как использовать пятый лад

Итак, мы знаем количество острых или плоских предметов. Но как мы узнаем, что это за ноты? Здесь необходимо запомнить порядок их появления в каждой из клавиш. Похоже на то:

FCGDAEB — считать острые предметы.

BEADCGF — посчитать квартиры.

То есть в тональности соль мажор есть только одна неполная нота — F #. В ре мажоре их два, F # и C # и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент — это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными — в них просто нет диезов и бемолей. Таким образом, предполагается, что вместо этих нот вы будете играть соответственно F и C, однако на нотной записи все еще есть знаки аварии, чтобы уточнить, в какой тональности вы находитесь.

Вернитесь в свой круг, который вы создали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, поместите количество диезов на каждую из клавиш, пока не дойдете до C # -maj или A # -min. Если вы все сделали правильно, то у этих ключей семь случайностей.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, регулируя лыски на тональность B-maj или G # -min. В них семь квартир под ключ.

Обратите внимание, что приведенный выше пример C # -maj содержит пять бемолей и семь диезов, что кажется довольно странным. Причина этого кроется в так называемой ангармонии, когда два одинаковых звука можно записать по-разному. До-диез мажор на круге ключа выравнивается при движении по часовой стрелке, то есть на октаву. Если вы строите круг вниз, то есть против часовой стрелки, вместо до-диез мажор напишите ре-бемоль мажор. Но ведь на самом деле это один и тот же ключ, с одинаковыми нотами, просто они написаны по-разному. Это ангармония.

Другой классический пример — упомянутый выше до-диез, который, по сути, совпадает со звуком до C. Поэтому принято, что при значительном увеличении количества диезов или бемолей на ключе для оформления используются ангармонические аналоги ключей. Он исходит из академической теории музыки, и для вашего удобства вы можете просто запомнить круговую диаграмму.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Плоские мажорные клавиши действительны, в отличие от резких, наоборот, в чистых басовых кварталах. За отправную точку берется тоника до мажор, так как до мажор не имеет следов изменения. Отсчитывая пять шагов, получаем корень второго после него ключа — фа мажор. В плоских тональностях случайности появляются не на шестой, а на четвертой гамме тональности, то есть на субдоминанте. Для фа мажор это си-бемоль. Пройдя весь пятый круг, мы получаем следующие бемоль мажор: до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ре-бемоль мажор, соль-бемоль мажор, до-бемоль мажор. В последнем также семь квартир. Так круг замыкается негармонично. Конечно, после этого появляются другие клавиши спиральные — с двойным фломастером, но они редко используются из-за своей сложности.

четвертый-пятый круг ключей

Разбирайте аккорды

Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она взялась, рассмотрим пример аккорда.

Давайте посмотрим на аккорд до мажор. Допустим, вечеринка начинается с этого соглашения. Чтобы определить тональность партии, находим основной тон первого аккорда. Основной тон — это первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда это нота C (C), поэтому она называется C-мажор. Если партия начинается с этого аккорда, ее ключ становится ключом первого аккорда — до мажор.

Но что произойдет, если мы изменим миди-клип партии, чтобы переключиться на другой ключ, например, минор? В этом случае нам поможет пятый круг. В соответствии с внутренним кругом, в котором расположены минорные клавиши, мы перейдем от до мажор к ля минор.

Эти переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов — это тональность аккорда или ноты, с которой начинается партия. В нашем примере до мажор.

еще проще найти тональность сэмпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост — они сканируют папки с музыкой и показывают ключ. Группируйте композиции и добавляйте теги, чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для сэмплов, треков и акапелл.

Как считать квартами

Вы имеете право задать вопрос, потому что круг называется Четвертый-Пятый, потому что мы не сказали ни слова о четвертях. Ответ очень прост, взгляните на изображение:

квинта

Диапазон, в котором нота C находится в основании, а нота G — вверху, называется пятым.

кварта

Если мы поменяем места нот — мы поместим ноту G в основание, а ноту C — вверху, то мы получим интервал, называемый четвертью.

На клавишах пианино — это еще нагляднее:

кварта квинта

Как вы уже поняли, звуки одинаковые (C и G), но размер интервала меняется от их положения относительно друг друга. Отсюда следует, что вы можете перемещаться по четверти пятой круга не только по пятым, но и по четвертям. Мы посчитали плоские клавиши как пятые слева, или мы можем посчитать их как четвертые, но справа:

квинтовый круг

На изображении ниже вы увидите резкие и плоские тоники. Острые клавиши отмечены красным — они расположены в пятых. Плоские клавиши отмечены синим цветом, расположены по четвертям:

квинтовый круг

то же самое и с острыми клавишами — их можно считать четвертыми слева:

квинтовый круг

Сергей Изотов

Я не рекомендую использовать оба метода, если вы новичок. Выбирайте наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе очень велика вероятность запутаться.

Для чего используется эта система?

Четверть пятой части круга ключей используется для определения количества символов (диез, бемоль) на ключе. Он также используется для поиска связанных оттенков и определения степени их близости. Связанные ключи первой степени включают в себя старший и второстепенный ключи, которые отличаются от оригинала признаком изменения. К ним также относятся окружности окружности, параллельные им и оригиналу. Чем ближе оттенки друг к другу в круге, тем больше степень их родства. Если между ними больше трех-четырех ступеней, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен («24 прелюдии») и И. С. Бах («Хорошо темперированный клавир»). В XIX и XX веках она нашла отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовалась в преобразованном виде, названном «золотой последовательностью» (для построения аккордов использовалась не только пятая, но и четвертая).

Ищите устойчивые ступени

Именно они задают тон всей вечеринке.

В рассмотренном выше аккорде до мажор видны три устойчивых пассажа, это ноты, которые образуют аккорд до мажор в октаве (ноты C, E и G). Остальные ноты в октаве (D, F, A, Si) называются нестабильными шагами.

Второй аккорд ля минор. В нем устойчивыми степенями являются A (корень), C-диез (черный ключ) и E.

Теперь давайте посмотрим на оба лада для низкого тоника. Мы знаем корень — E1, но этого недостаточно, чтобы определить его — звучит ли бас минорным или мажорным?

Так, если басовая линия звучит в тональности ми мажор, то со своей стороны будут стабильные пассажи — ми, соль-диез и до, а для тональности ми минор — ми, соль и С. Задача состоит в том, чтобы идентифицировать стабильные пассажи в басовой линии.

Достаточно найти только вторую устойчивую ступень, разность которой составляет полутон для минора и мажора соответственно. Какой бы сложной ни была мелодия партии, всегда есть стабильные пассажи, часто в разных октавах.

После того, как мы нашли тональность баса, используем пятый круг. Поднимите или опустите басовый ключ в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или затухания. Теперь играть вместе с ним на синтезаторе стало проще — в той же тональности или связанной тональности.

И напоследок не помешает закрепить основные термины:

  • Тоника — первая ступень (нота) аккорда или мелодии
  • Step — ноты, составляющие гармонический лад (минор или мажор)
  • Тональность определяется тремя устойчивыми ступенями аккорда или мелодии — отрывками, из которых строится аккорд (трезвучие)

важно научиться пользоваться пятым кругом и определить ключи инструментов. Это позволит по-новому взглянуть на секвенсор и преодолеть барьер мелодичных и гармоничных треков.

Источники

 

  • https://fierymusic.ru/teoriya-zvuka/kvintovyj-krug
  • https://zwook.ru/material/castoty-noty-i-intervaly
  • https://muz-teoretik.ru/kvarto-kvintovyj-krug-tonalnostej/
  • http://earsfingers.ru/kvarto-kvintovyj-krug-bystryj-sposob-vyuchit-tonalnosti/
  • https://FB.ru/article/143367/kvintovyiy-krug-tonalnostey
  • https://pereborom.ru/kvarto-kvintovyj-krug-tonalnostej/

Оцените статью
Теория музыки