Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Стандартный порядок ладов:

  • • ионический
  • • Дориан
  • • Фригия
  • • Лидия
  • • мизолидий
  • • Липарские острова
  • • Локриано

Группы ладов

Все народные лады делятся на две группы.

Основные ключи настроения. Их отличительная черта — третий высокий уровень. Эти ключи:

  • Ионный
  • Лидио
  • Мизолидийский

Минорные клавиши с нижней третьей степенью. Это:

  • Эолийские острова
  • Дориан
  • Фригия
  • Локриано

Лидийский лад

Это мажорная шкала, которая отличается от ионной шкалы повышенной четвёртой шкалой. Это означает, что если в гамме C-мажор вместо ноты F мы возьмем ноту F-диез, мы получим эту гамму. Его нельзя охарактеризовать однозначно, так как в нем есть радость, веселье и в то же время некоторая скромность и спокойствие.

Самый популярный среди фьюжн-групп. Лидийский режим также часто используется Стивом Ваем, а Джими Хендрикс первым применил его в рок-музыке.

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • Лидия
  • • ионический
  • • мизолидий
  • • Дориан
  • • Липарские острова
  • • Фригия
  • • Локриано

Чтобы эффективно использовать метод отпускания одной ноты за раз, вам нужно выучить эту новую последовательность. Когда вы познакомитесь с клавишами, вы можете вернуться к обычному состоянию и объединить их в одну клавишу на клавиатуре.

Если вы это сделаете, вы быстро выучите все клавиши и переставите их в стандартном порядке, без необходимости запоминать семь разных аппликатур.

Кратко расскажу об аккордовых диаграммах, представленных ниже. На каждой диаграмме вы увидите три цветных символа. Вот что означают эти цвета:

Красный: тоник режима свидания
Черный: ноты повторяются в этой и предыдущей тональности
Синий: примечание, добавленное к предыдущему ключу, чтобы сформировать указанный ключ.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я представляю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Сначала вам нужно выучить лидийскую аппликатуру. Он содержит продвинутую стадию, а именно нет. 4. Это будет наша база для всех семи аппликатур, так что потренируйтесь как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Лидийский аппликатура

Ионийский лад

Давайте возьмем только что изученную лидианскую шкалу и изменим ноту. В результате получаем ионный режим. В этом случае мы понижаем четвертую ноту лидийской шкалы.

Ионная аппликатура

Миксолидийский лад

За основу берем аппликатуру ионного режима, меняем ноту и получаем миксолидийский режим. Здесь мы понижаем седьмую степень ионной моды.

Аппликатура смешанных клавиш

Дорийский лад

Изменяя ноту аппликатуры мизолидийского ключа (т.е понижая третий шаг), мы получаем дорийскую моду. Мы перешли к ладам минорной базы.

Дориан ключ аппликатуры

Эолийский лад

Вторая минорная гамма требует, чтобы мы понизили шестую ступень дорической гаммы. В результате мы получили ветровой режим.

Нажатие эолийских ключей

Фригийский лад

Теперь убавьте второй градус режима ветра и вуаля, вы играете в фригийском режиме.

аппликатура фригийских ключей

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского тональности, получается локрийская аппликатура.

Аппликатура локрийских клавиш

Конечно, начиная с лидийской шкалы и понижая одну ноту за шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь основных ладов вашей гитары. Вы также поймете и услышите, насколько тесно все эти ключи связаны друг с другом. В конце концов, когда вы обучаете их традиционным способом, эта связь не так очевидна.

Фригийский лад

Этот ключ:

  • построен из третьей ступени главной лестницы;
  • также имеет незначительное настроение;
  • идентична гамме пониженного натурального минора II степени.

Звучит сложнее, чем режим Дориана: как вы можете слышать, этот режим характеризуется темным звуком и легким восточным оттенком. Если вы хотите услышать Фригию в действии, послушайте Metallica. Например, песни Master of Puppets и Wherewer I May Roam.
Фригийский минор обычно часто используется в металлической музыке в риффах. Формула дорической гаммы:
полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон
LeftRight В дополнение к темным гитарным рифам вместо минорной гаммы можно использовать фригийский минор, чтобы придать композиции испанский колорит
Практика игры на дорической гамме ля минор: 4

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад — это основное настроение, которое легче построить из ноты. Он не имеет приподнятых ступенек и соответствует естественному мажору. Построив его в тональности до мажор, получаются следующие ноты:

ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА — СОЛ — А — ДА

Этот режим параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорная лада, отличительной особенностью которой является пониженная вторая ступень шкалы. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Его легче всего построить из гаммы ми минор. В нем вы получите следующие заметки:

МИ — ФА — СОЛЬ — ЛА — СИ — СУ — РЕ

Лидийский

Мажорная тональность с поднятой четвертой ступенью. Отличается возвышенным и радостным звуком. Самый простой способ построить из фа мажор, в этом ключе лидийский ключ будет иметь следующие примечания:

FA — SOL — LA — SI — DO — RE — MI

Дорийский

Минорная гамма содержит повышенную шестую ступень. Настроение: менее второстепенное и более радостное, легкое, восторженное. Его легче всего построить из ноты D в тональности ре минор. Он параллелен лидийской моде.

RE — MI — FA — SOL — LA — SI — SU

Миксолидийский

Наклон больше, седьмая ступень понижена по шкале. Самый простой способ его собрать — из соль мажор. Типично для ирландской и кельтской музыки, а также для кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллельно фригийской моде. В соль мажоре есть следующие ноты:

СОЛ — А — ДА — ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА

Эолийский

Минорная гамма, которая по своему звучанию и структуре соответствует обычной минорной гамме. Его проще всего построить из примечания A:

ЛА — СИ — СУ — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ

Локрийский

Самый необычный способ. Внутри опускаются вторая и пятая ступеньки. Издает темный, загадочный и пугающий звук. Его легче всего построить из гаммы ля минор:

ДА — ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ — ЛА

Как вы уже отметили, основой для всех ладов популярной музыки является гамма до мажор. Каждая гамма в народных режимах имеет свою собственную ноту, и если вы сыграете в этой тональности ту же гамму, что и в до мажоре, то вы автоматически перейдете в интересующий вас режим. В то же время, чтобы построить популярные гаммы в любой другой тональности, достаточно запомнить структуру гаммы до мажор и начать с нее.

Эолийский лад

На самом деле это еще одно название натурального минора. По своей структуре шкала идентична обычной шкале, но эолова шкала является модальной, а естественная минорная шкала — тональной. Так что, используя его, вы получаете возможность выстраивать в композиции нестандартные гармонии, пренебрегая их функциональным принципом.

Режим ветра можно найти там, где есть минор. Часто сочетается с режимом Фригии, о котором мы поговорим дальше. Обычно это делается из металла.

История ладов народной музыки

способы популярной музыки
Во-первых, формы народной музыки связаны с Грецией, так как они носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако такие семиуровневые шкалы на самом деле не изобретение греков. Фактически, известные нам структуры, похожие на ключи, появлялись в разных частях света в разное время. При этом названия режимов изначально не были статичными, а менялись вместе с развитием и изменением музыкального мышления. Также стоит упомянуть, что в дополнение к семифазным ладам у народов были распространены и пятифазные лады — мы теперь называем их пентатоническими гаммами на гитаре .

Во время структурирования музыки в средние века и в эпоху Возрождения ключи также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была построена система церковных песнопений, которые чуть позже стали называть церковными ключами.


С появлением умеренной шкалы мы можем говорить об исчезновении разницы между рядом мод и шкал, то есть между эоловыми и ионными модами и естественными минорными и мажорными соответственно. Теперь эти клавиши считаются полностью идентичными своей шкале.

В 20 веке ключи, которые раньше использовались очень осторожно, пережили ренессанс. Это связано с растущим интересом к популярной музыке, который продолжается и по сей день. Самым известным примером популярных музыкальных ладов в современных композициях является фригийский лад, который постоянно используется в хэви-металле.

Локрийский лад

это последняя минорная гамма. От натурального минорного звукоряда он отличается пониженной второй и пятой ступенями. Его можно охарактеризовать как спокойный и умиротворенный. Это не так часто встречается в поп-музыке, но в таких жанрах, как трэш-метал, индастриал, дэт-метал и блэк-метал, его можно встретить довольно часто. Его звуку присущи отчаяние и тьма.

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад

Режим Дориана уже является второстепенным, но из-за 6-й ступени в высоту он оставляет небольшое уточнение в своем звучании. Чтобы играть в дорической гамме, нужно взять любую минорную тональность и поднять шестую ступень на полшага. Играйте во все игры, используя это правило. Так ваши композиции будут звучать легче, чем обычная минорная. Такой прерывистый звук можно услышать в основной музыкальной теме фильма «Аватар». Всякий раз, когда демонстрировалась всемирная сказка местного населения Нави, музыка игралась в дорийском стиле. Из-за такой уловки не передается обыденный обывательский звук.

Эолийский лад

Композиция эоловой гаммы напоминает натуральный минор. Те, где нет ни подъема, ни спада нот по сравнению с нормальной минорной тональностью. Наиболее распространены произведения в обычном минорном ключе (или в эоловой гамме). Особенно в наших странах любят слушать более второстепенные композиции. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звуке легче передать более серьезное содержание произведений. И мы любим серьезность. К тому же исторически в странах России и СНГ было много сложных периодов, которые заставляли музыкантов сочинять произведения второстепенного содержания. Поэтому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.

Фригийский лад

Фригийский ключ имеет второй низкий тон. Это понижение делает звучание пьес в этой шкале очень темным и тусклым. Фригийский стиль полюбился любителям металлов, видимо, благодаря очень тщательной передаче соответствующего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание клавиши используется в тех частях произведений, где есть необходимость передать тревогу, страх, напряжение. Фригийский ключ со второй ступенью вниз отлично с этим справляется.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя способами. Первый — это поднятые или опущенные ступеньки, которые создают именно то очень характерное звучание определенной клавиши. В случае гитарных гамм вы должны выяснить, какая нота находится на правильной высоте, и повышать или понижать ее в зависимости от того, как вы хотите играть.

Кроме того, народные лады являются модальными, а не тональными. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражены гораздо слабее. Если вы находитесь внутри гаммы, то вам не нужно завершать предложение доминантой в тонике, вы можете использовать любое гармоническое и фразовое движение, которое, по вашему мнению, необходимо или приятно с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это также означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку с помощью клавиш можно не только придать композициям определенный цвет настроения, но и построить необычную гармонию, которая удивит слушателя.

ключи из примеров популярной музыки

Дорийский лад

Этот ключ:

  • возводится из второй ступени главной лестницы;
  • у него плохое настроение (иными словами, он вроде несовершеннолетний);
  • идентична гамме натурального минора с увеличенной VI ступенью.

Познакомимся с его звучанием: Формула режима Дориана:
тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — тон
Его аппликатуры: LeftRight Вы можете заменить естественный минор на дорийский, играя нормальный минорный (или септаккорд). Дорианский лад очень популярен в джазе, блюзе и фанке, особенно если в качестве субдоминанта используется мажорное трезвучие или мажорная минорная септа. В этих стилях натуральный минор практически всегда заменяется дорическим ладом с более мягким и радостным подтоном. Пара примеров: Майлз Дэвис — Ну и что и Shoking Blue — Venus Workshop 1
Практикуйтесь в игре на дорической гамме ля минор. Сначала сыграйте гамму, а затем попробуйте составить несколько предложений. Постарайтесь понять настроение кнопки

Источники

  • https://gitarshkola.ru/osvoenie-semi-ladov/
  • https://pereborom.ru/lady-narodnoj-muzyki/
  • https://akkordam.ru/publ/uroki_gitary/lady_narodnoj_muzyki_tablica_primery/3-1-0-1221
  • https://mandelstamdavid.ru/music_theory/natural_modes
  • https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-garmonii/narodnye-lady/

Оцените статью
Теория музыки