- Как искать родственные тональности второй степени?
- Тональности второй степени родства для мажора
- Тональности второй степени родства для минора
- Интересное наблюдение (можно пропустить)
- Третья степень родства
- Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы
- Как найти тональности второй степени «по четырём»?
- Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
- Таблица параллельных тональностей с их знаками
- Что относится к родственным тональностям
- Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
- Родственные тональности мажора
- Степени родства тональностей
- Единая таблица родства тональностей
- Три степени родства тональностей
- Определение степеней родства тональностей
- Расшифруем:
- Как найти параллельную тональность?
- А много ли вообще пар таких тональностей?
- Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как искать родственные тональности второй степени?
Здесь нам нужно найти всего 12 оттенков. Сам принцип их происхождения подробно рассмотрен в статье «Степени тонального родства», а теперь мы только научимся находить их в мажоре и минорном.
Тональности второй степени родства для мажора
В мажоре из 12 ключей должно быть 8 основных ключей, остальные 4 должны быть второстепенными. Без лишних проблем обратимся к шагам исходного ключа. Возможно, правильнее было бы искать, строя интервалы из тоники, но только ассоциативно связать новые ключи с шагами, чем исходный.
Итак, для начала есть 4 минорных тональности, поэтому давайте просто запомним отрывки: I (одноименный минор), V (доминантный минор), VII (запоминать только седьмой), VIIb (нижний седьмой).
Например, для тональности до-мажор (буквенное обозначение клавиш) это будут до-минор, соль-минор, си-минор и си-минор.
Теперь есть 8 основных ключей, и они сопоставлены, теперь вы поймете, что подразумевается под словом «сопоставлено». Связываем их со следующими фазами: II, III, VI и VII. И везде будет так: естественный шаг и ровный шаг, то есть две основные клавиши для каждого шага (одна без флет, другая с флетом).
Например, для одного и того же до мажор это будет: ре мажор и де мажор, ми мажор и ми мажор, ля мажор и ля мажор, си мажор и си мажор. Все предельно просто, главное запомнить магический код — 2367 (состоящий из номеров шагов).
Тональности второй степени родства для минора
Если исходная тональность является второстепенной (например, до минор), то для нее 12 ключей относительно второй степени будут разделены следующим образом: наоборот, только 4 являются основными, а остальные 8 — второстепенными.
Тоника мажорных клавиш будет совпадать со следующими пассажами (запомните): I (мажор с тем же названием), II (второй простой), IIb (вторая могила), IV (мажорный субдоминанта). Например, для до минор будут следующие «кузены»: до мажор, ре мажор, ре мажор и фа мажор.
Здесь восемь минорных клавиш и, внимание, здесь все очень интересно: их тоники занимают ту же ступень, что и 8 мажорных клавиш для мажора: II, III, VI и VII в натуральном и в паденном виде. То есть к C-минору относятся такие ключи, как d-moll и des-moll (ключ несуществующий, но все точно так, как есть), e-moll и es-moll, a-moll и as-moll, h — moll и b -moll.
Интересное наблюдение (можно пропустить)
Если говорить в целом о двоюродных братьях по мажору и мажору, то возникает ряд интересных моментов:
- из 24 (12 + 12) тоников для каждого случая есть 9 + 9 (18) пьес, которые одинаковы по тональности и отличаются только настроением (из них 8 + 8, которые связаны с «кодом 2367» и одноименные 1 + 1);
- одноименные тоны относятся ко второй степени в этой системе, а в системе 4-й степени они обычно оказываются «кузенами второй степени»;
- наибольшее количество клавиш второй степени родства связано с вступительными пассажами (на VII — 4 клавиши для мажора, на II — 4 клавиши для минор), с пассажами, на которых в оригинале построены сокращенные трезвучия сообщить в естественной форме о своем режиме, из-за чего эти тоники не вошли в круг родственников первой степени (происходит как бы своего рода компенсация — умножение на два в следующей степени);
- относительные тональности второй степени включали: для мажора — тональность минорной доминанты, а для минорной — тональность мажорной субдоминанты (и мы вспоминаем частные случаи в контексте ключей первой степени — минорная субдоминанта в мажорная гармоника и мажорная доминанта в минорной гармонике?).
Что ж, хватит, пора перейти к следующей, третьей степени родства, которая характеризует взаимоотношения самых далеких оттенков (у них нет единой общей триады).
Третья степень родства
Здесь, в отличие от задачи предыдущей степени, изобретая слона, вам не нужно изобретать калькулятор или велосипед. Все давно известно, все успешно пользуются, я вам тоже говорю!
Всего существует пять оттенков. Точно так же сначала рассмотрим случай, если наш исходный ключ является основным, а затем — случай, если мы ищем пропавших без вести родственников для второстепенного ключа.
Ну, кстати, есть что-то общее между этими корпусами, есть и общие тона (две вещи). Вообще говоря, корень двух упомянутых общих ключей расположен на расстоянии тритона от исходного корня. Также мы используем этот тоник дважды — для мажорной и минорной тональности.
Итак, если наш исходный ключ мажорный (например, такой же, как до мажор), то на расстоянии тритона от его корня находится нота фа-диез. С фа-диез мы исполняем и мажор, и минор. То есть два ключа из пяти — фис-мажор и фис-минор.
И тут только чудеса! Из полученного минорного тритонового ключа мы также поднимаемся на квинты. Всего нужно выполнить три шага — получаем три оставшихся ключа: cis-moll, gis-moll и dis-moll.
Если исходная тональность минорная (например, до минор), то делаем почти то же самое: строим тритон и сразу получаем два ключа (фис-мажор и фис-минор). А теперь внимание, от мажорного тритона (то есть от мажорной фа) мы опускаемся на три пятых! Получаем: H-dur, E-dur и A-dur.
Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы
Осталось понять, как найти родственные тона тем, кто предпочитает различать четыре степени, а не три. Сразу скажу, что четвертая степень — это такая же третья без изменений. С этим нет проблем.
Но, как уже было сказано, второе «из трех» поглощает второе, а третье «из четырех». Причем вторая степень включает всего 4 ключа, а третья — 8. Для себя еще можно найти сразу 12 ключей, потом исключить из них 4 ключа второй степени родства, так что у вас будет 8 ключей третьего уровня.
Как найти тональности второй степени «по четырём»?
В этом главная особенность московской системы родственных связей. И конечно, здесь все логично и просто. Вам нужно будет найти двойные доминанты и двойные субдоминанты (как бы они не назывались правильно).
В мажоре мы ищем тональность двойной доминанты (II пассаж с мажорной трезвостью вверху) и ее параллель, а также тональность двойной субдоминанты (младшая VII с мажорной трезвостью вверху) и ее параллель. Примеры до мажор — ре мажор || си минор и си мажор || Соль минор. Все!
В минорной тональности мы делаем то же самое, только все, что мы находим, остается второстепенным (т.е двойная доминанта не такая — DD, но такая dd естественна, на субдоминанте — точно так же). Добавляем параллели к найденной и получаем ключи второй степени близости для до минор: d минор || Фа мажор и си минор || Des major. Все гениальное просто!
Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
Внутри круга ключей вы можете найти только ключи, относящиеся к первому порядку. Для этого вам нужно выбрать желаемую клавишу, отойти от нее на один сегмент как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, и выбрать область из шести клавиш, включенных в это поле. Это не только список аккордов в выбранной вами тональности, но и клавиш с родством первого порядка. Если ваш ключ второстепенный, просто выберите большую параллель.
Второй порядок получается аналогичным образом. Если области шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это связанные клавиши второго порядка.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ | ИХ ЗНАКИ | ||
БОЛЬШЕ | НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ | СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ | КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1) | |||
До мажор | незначительный | нет знака | нет знака |
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7) | |||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | ж |
Ре мажор | да второстепенный | 2 острых | делать |
Важно | фа-диез минор | 3 диез | идет к солнцу |
Ми мажор | до-диез минор | 4 острых предмета | это только король |
Да майор | соль-диез минор | 5 диез | просто иди туда |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диез | fa do sol re la mi |
До-диез мажор | незначительный острый | 7 диез | fa do sol re la mi si |
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7) | |||
Фа мажор | ре минор | 1 квартира | да |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 тарелки | да меня |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 тарелки | да я там |
Бемоль мажор | фа минор | 4 тарелки | да король |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 квартир | да, ми ла ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 квартир | да, ми ла ре соль делать |
До-бемоль мажор | в бемоль минор | 7 квартир | да ми ла ре соль делать назад |
Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ
на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.
Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.
Что относится к родственным тональностям
Если вы видите, что один и тот же аккорд используется в двух разных тональностях, то эти клавиши связаны друг с другом. В этом случае различают три степени родства, которые определяются по положению аккорда в гамме. Если аккорд любой степени в одной тональности является корнем для другой, то это считается первой степенью родства. Второй — когда в тональности просто присутствует триада. Третье — полное отсутствие общих договоренностей.
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.
Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.
Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.
Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.
Родственные тональности мажора
Соответствующие основные ключи находятся в следующих классах любой шкалы:
VI — это параллельная минорная тональность. Если он понижен, то он построен по гармонической субдоминанте, и это второстепенный
IV — субдоминанта
II — минорный ключ, параллельный субдоминанту
V — доминантный
III — минорная тональность, параллельная доминантной
Степени родства тональностей
Под родством клавиш мы понимаем наличие или отсутствие общих аккордов с учетом их принадлежности клавишам сравниваемых клавиш
Таблица одинарных отношений Три степени взаимосвязи ключей Определение степени взаимосвязи ключей Альтернативный программный поиск 3-х степеней взаимосвязи ключей
Единая таблица родства тональностей
Таблица дает полные ответы за доли секунды. Возьмите встроенный x, и тогда вы легко поймете суть этой темы.
* Я не знаю, сколько толкований в виде 4 степеней родства требуется в наше время. Если необходимость насущная, напишите в x, мы создадим универсальный скрипт, который включает эти требования (такая кнопка уже прикручена в правом верхнем углу).
Эта тема для школьников — одна из самых сложных. К студентам теоретических факультетов в этом вопросе предъявляются бескомпромиссные требования. Сервис также предоставляет знания при выполнении конкретной задачи.
Студенту просто нужно уверенно нажимать все доступные кнопки.
Три степени родства тональностей
В ряде учебников по вопросу о степени соотношения оттенков можно найти разночтения. В частности: петербургская школа (Н.А. Р-Корсаков) описывает 3 степени родства, а московская школа (П.И. Чайковский) 4. Существенной разницы нет.
Где 4 степени: 2-я степень родства делится на два пункта, поэтому без разночтений. Будьте готовы к этому. Классическая теория подразумевает 3 степени взаимосвязи между клавишами, в их основе лежит общность трезвучий.
Рассмотрена общность звуков, расположенных трезвучиями.
Определение степеней родства тональностей
Тип отношения рассчитывается исходя из степени общности триад, построенных в каждой тональности.
Для общности рассмотрим рассчитанные триады, которые находятся на ступенях мажорной или минорной шкалы, за исключением VII ступени мажора и II ступени минора (здесь все просто: уменьшенная шкала на этих ступенях строит триаду), как и эта триада гармонической субдоминанты (для мажорной) и гармонической доминанты (для минорной).
Для мажорных будут рассчитаны ступени гармоник триад II, III, IV, V, VI и IV
Для минорной тональности рассчитанные трезвучия будут составлять III, IV, V, VI, VII и V гармонические шаги
- Чтобы самостоятельно определить все степени родства по любому из ключей, необходимо знать:
1. В первой степени родства тоническая триада первого лада должна содержаться в одной из трезвучий, вычисляемых из второй тональности 2 во второй степени родства, клавиши должны иметь по крайней мере одну общую вычисляемую триаду 3 в третьей тональности степень родства, ключ не содержит ни одной из общепринятых вычислимых триад
Расшифруем:
1. Первая степень родства двух клавиш подразумевает, что их тональные трезвучия должны быть среди аккордов, общих для обеих клавиш. Опытные музыканты догадаются, что мажор — это тональность трезвучий всех пассажей, кроме VII (его трезвучие уменьшено).
Здесь традиционно добавляется трезвучие гармонической субдоминанты (минор). Пример для до мажор будет довольно простым, мы дадим его для фа мажор. Итак, это ключи: G, Lam, Sib, Sibm, C, D. Минорный ключ также имеет шесть ключей сродства первой степени.
Это тональность всех естественных шагов, кроме II (его триада также сокращена) + тональность гармонической доминанты (шаг V). Например, для ре минор это: F, Gm, Am, A, Bb, C.
Если первый ключ находится в первой степени родства с исходным ключом, исходный ключ также будет в первой степени родства с ним. Пример: Eb и Fam. В этом нет противоречия.
Это условие попарно выполняется как для гармонической субдоминанты мажора, так и для гармонической доминанты минора (например: для мажор до мажор Fm — гармоническая субдоминанта, а до фа минор — гармоническая доминанта). 2. Вторая степень родства.
Чтобы попасть во вторую степень родства, наша тональность должна иметь хотя бы одну общую триаду с исходной, но не должна быть тонической (иначе это будет первая степень родства). Каждая клавиша (как мажорная, так и малая) имеет 12 ключей родства второй степени. Чтобы быстро их определить, воспользуйтесь нашей поисковой программой (см. Ниже). При изменении местоположения исследуемого ключа и исходного ключа условие также не меняется.
3. С третьей степенью родства все довольно просто: это ключи, которые вообще не содержат общих триад. Всего их пять. Который? — посмотри вниз.
Что еще нужно добавить сюда. Конечно, на плоских клавишах нет триад, содержащих диезы, но поскольку
темперамент в музыке уже принят безоговорочно, и существует всего 5 клавиш третьей степени родства вместо их бесконечного числа, благодаря использованию энгармонических эквивалентов клавиш с их трезвучиями.
Иначе ряд продолжался бы не до 5, а до абсурдной бесконечности ключей с абсурдным многократным дублированием бемолей из диезов.
4 степени тонального отношения. Учебник Московской бригады описывает 4 степени родства ключей. Отличие от петербургской школы здесь будет только в том, что в московской школе вторая степень родства делится на две части (2а и 3а соответственно), отодвигая третью часть (Санкт-Петербург) на четвертую позицию.
В то же время, согласно московской школе, вторая степень родства включает четыре ключа, которые имеют две общие вычисляемые триады с двумя разностными знаками в ключе. Например, у фа мажор и соль мажор есть общее трезвучие A-C-E, которое представляет собой трезвучие третьей степени фа мажор и II соль мажор.
В третьей степени родства восемь оттенков имеют общую расчетную триаду.
Как найти параллельную тональность?
Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.
Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?
Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?
Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.
Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.
Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.
Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.
Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.
А много ли вообще пар таких тональностей?
Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?
Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?
То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!
Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.
Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.
Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.
- https://music-education.ru/kak-bystro-nahodit-rodstvennye-tonalnosti-vtoroj-i-tretej-stepeni/
- https://pereborom.ru/rodstvennye-tonalnosti/
- https://muz-teoretik.ru/parallelnye-tonalnosti/
- https://shademark.ru/notnaya-gramota/stepeni-rodstva-tonalnostej-v-muzyke-vsyo-kak-v-matematike.html