- Мелодические и гармонические интервалы
- Величина интервалов
- Ступеневая величина интервалов
- Тоновая величина интервалов
- Простые интервалы
- Прима
- Секунда
- Терция
- Кварта
- Квинта
- Секста
- Септима
- Октава
- Тритон
- Составные интервалы
- Нона
- Децима
- Ундецима
- Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима
- Дуодецима
- Терцдецима
- Квартдецима
- Квинтдецима
- Таблица интервалов
- Обращение интервалов
- Составные интервалы
- Интервалы на грифе гитары
- Из чего складываются составные интервалы?
- Как использовать музыкальные интервалы
- Консонансы и диссонансы
- Как запоминать интервалы
- Увеличенные и уменьшенные интервалы
- Уменьшенные интервалы
- Как найти интервалы на гитаре
- Прима
- Малая секунда
- Большая секунда
- Малая терция
- Большая терция
- Чистая кварта
- Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
- Чистая квинта
- Малая секста
- Большая секста
- Малая септима
- Большая септима
- Октава
- Простые интервалы
- Качественная величина интервала
- Классификация интервалов по расстоянию
- Таблица интервалов в музыке
- Простые интервалы
- Составные интервалы
- Тритон
- Как научиться слышать интервалы
Мелодические и гармонические интервалы
Мелодикой называется интервал, звуки которого берутся последовательно.
Этот интервал может быть двух типов: восходящий и нисходящий.
Нисходящий интервал считывается с обязательным указанием направления (реле вниз), а возрастающий интервал с дополнительным указанием этого направления (реле вверх или только реле).
Интервал называется гармоническим интервалом, звуки которого снимаются одновременно.
Этим хватом формируется созвучие.
Гармонический интервал не имеет направления и обычно читается снизу вверх (ré — la).
Величина интервалов
Интервал — это расстояние между его основанием и его вершиной.
Интервалы в музыке измеряются двумя величинами: высотой и высотой звука.
Ступеневая величина интервалов
Размер шага интервала проявляется в количестве ступенек, которые умещаются между основанием и верхом.
Всего существует восемь основных шагов (в пределах одной октавы). Следовательно, существует восемь названий диапазонов в зависимости от размера шага (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Размер шага интервалов из примечания A
Значение шага | Номер шага | Название диапазона |
До — До | 1 | До |
Раньше — Король | 2 | В соответствии с |
До — Ми | 3 | В третьих |
До — Фа | 4 | Четвертый |
Раньше — Соль | 5 | Пятая |
Перед | 6 | Шестой |
Первый C | 7 | Седьмой |
До — До | восемь | Октава |
Для названия интервалов используются латинские слова (первый, второй, третий и так далее), а для обозначения проще использовать цифры (третий — 3, четвертый — 4).
Величину шага также называют количественной.
Тоновая величина интервалов
Значение высоты тона интервала — это количество тонов или полутонов, заключенных между звуками интервала. Значение тона используется для более точного определения диапазона.
Чтобы определить тональное значение интервала, необходимо посчитать количество полутонов между базой и апексом.
Качество интервала зависит от значения тона, которое определяется прилагательными: чистый, большой, маленький, повышенный и пониженный. Такие прилагательные используются перед размером шага интервала (чистая четверть, мажорная треть, малая седьмая и т.д.).
Чистый — это интервал, качество которого относится к примерам, четвертям, квинтам и октавам.
Маленький — интервал на полшага меньше большого (качество применительно к секундам, третям, шестым и седьмым долям).
Большой — интервал на полтона больше малого (качество применительно к секундам, третям, шестым и седьмым долям).
Уменьшенный: диапазон на полшага меньше малого.
Расширенный: интервал на один полутон выше большого.
Взаимосвязь между качествами интервалов показана на диаграмме.
Полное название ассортимента указывает на его количественное и качественное содержание.
Таблица 2. Тональное значение интервалов от ноты До
Количество полутонов между базовым и верхним | Название диапазона |
0 | Первый чистый (второй уменьшенный) |
1 | Малая секунда (первая увеличена) |
2 | Вторая основная (уменьшенная третья) |
3 | Малая третья (удлиненная вторая) |
4 | Большая третья (вторая удлиненная) |
5 | Чистая четверть (третий плюс) |
6 | Дополненная четвертая (уменьшенная пятая) |
7 | Чистая пятая (уменьшенная шестая) |
восемь | Малая шестая (основная пятая) |
девять | Шестой майор (короткие недели) |
10 | Малые седьмые (увеличенные шестые) |
одиннадцать | Большая седьмая (пониженная октава) |
12 | Чистая октава (расширенная седьмая) |
Простые интервалы
Интервалы в пределах октавы называются простыми.
Единственное исключение — тритон. Его часто называют «особенным» ассортиментом. Мы рассмотрим это отдельно.
Мы рассматриваем все простые интервалы.
Прима
Прима или унисон (чистая прима) — это интервал в один градус.
Чистая прима состоит из ноты (например, C) и ее точно такой же копии (примечание C). Взять этот интервал можно только в мелодической форме — по порядку. В гармонической форме чистую приму можно играть только на двух разных инструментах.
На картинке чистая первая.
Если вы поднимете клир первым на полшага, вы получите первый мажор.
Секунда
Одна секунда — это двухфазный интервал.
Есть уменьшенные, маленькие, большие и увеличенные секунды. Основные — маленькие и большие.
Младшая секунда — это полутоновый интервал (например, между C и Reb).
Большая секунда — это интервал в 1 тон (например, между C и D).
Уменьшенная секунда на один полутон меньше малой, а увеличенная вторая на полутон больше большой.
Терция
Третий интервал состоит из трех шагов.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная трети. Основные — маленькие и большие.
Второстепенная треть — это интервал в 1,5 тона (например, между C и Eb).
Основная треть — это двухтональный интервал (например, между C и E).
Уменьшенная треть — это второстепенный полутон малого, а увеличенная треть — большой полутон.
Кварта
Четверть — это четырехступенчатый интервал.
Есть четверть литра уменьшенная, очищенная и увеличенная. Директор чистый.
Чистая четверть — это интервал в 2,5 тона (например, между C и F).
Уменьшенная четверть на один полутон меньше чистой, а увеличенная на один полутон больше чистой.
Квинта
Пятое — это пятиступенчатый интервал.
Есть уменьшенная, четкая и увеличенная пятая. Директор чистый.
Чистая квинта — это интервал в 3,5 тона (например, между C и G).
Уменьшенная квинта — менее чистый полутон, а увеличенная квинта — более чистый полутон.
Секста
Шестой — интервал из шести шагов.
Бывают уменьшенные, маленькие, большие и увеличенные шестые. Основные — маленькие и большие.
Минорная шестая — это интервал в 4 тона (например, между C и A).
Большая шестая — это интервал в 4,5 тона (например, между C и A).
Уменьшенная шестая часть на полутон меньше, чем маленькая, а увеличенная шестая — на полутон больше, чем большая.
Септима
Септима — это промежуток из семи фаз.
Бывают уменьшенные, маленькие, большие и увеличенные седьмые. Основные — маленькие и большие.
Минорная седьмая — это интервал в 5 тонов (например, между C и Cb).
Основная седьмая — это интервал в 5,5 тонов (например, между C и C).
Уменьшенная седьмая часть на один полутон меньше малой, а увеличенная перегородка на один полутон больше большой.
Октава
Октава — это интервал из восьми шагов.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная октава. Директор чистый.
Чистая октава — это интервал в 6 тонов (например, между C и C следующей октавы).
Пониженная октава на один полутон меньше, а повышенная октава на один полутон светлее.
Тритон
Тритон — это особый вид ассортимента.
Другие названия тритона — четвертое увеличенное и пятое уменьшенное.
Тритон называется так потому, что между двумя нотами он имеет расстояние, равное трем тонам (например, между C и F#).
Составные интервалы
Составные интервалы — это простые интервалы, состоящие из одной, двух, трех или более октав.
Проще говоря, интервалы, превышающие одну октаву, называются составными.
Интервалы, не превышающие двух октав, имеют свои названия.
Нона
Девятая — одна секунда в каждой октаве.
Есть уменьшенные, маленькие, большие и увеличенные девятые. Основные — маленькие и большие.
Минорная девятка — это интервал в 6,5 тонов (например, между До и Реб каждую октаву).
Большая девятка — это интервал из 7 тонов (например, между C и D в каждой октаве).
Уменьшенный девятый на один полутон меньше малого, а увеличенный на один полутон больше большого.
Децима
Десятый — это от трети до октавы.
Есть десятичные дроби, маленькие, большие и увеличенные десятичные дроби. Основные — маленькие и большие.
Минорная десятая — это интервал в 7,5 тонов (например, между C и Eb каждую октаву).
Большая десятая — это интервал из 8 тонов (например, между C и E на каждую октаву).
Уменьшенные десятые доли на один полутон меньше, чем маленькие, а увеличенные десятые — на полутон больше, чем большие.
Ундецима
Одиннадцатый — от четверти до октавы.
Есть сокращенный, чистый и расширенный одиннадцатый. Директор чистый.
Чистая одиннадцатая — это интервал в 8,5 тонов (например, между C и Fa на каждую октаву).
Уменьшенный одиннадцатый на один полутон меньше, чем чистый, а увеличенный одиннадцатый на один полутон больше, чем чистый.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима
Усиленная одиннадцатая / уменьшенная двенадцатая — это тритон каждую октаву.
Усиленная одиннадцатая / уменьшенная двенадцатая — это интервал из 9 тонов (например, между C и F # через октаву).
У этого диапазона нет собственного имени.
Дуодецима
Duodecima — это от пятой до октавы.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная двенадцатая. Директор чистый.
Чистая дуодецима — это интервал в 9,5 тонов (например, между C и G на каждую октаву).
Уменьшенная двенадцатая на один полутон меньше чистой, а увеличенная на один полутон больше, чем у чистой.
Терцдецима
Tertsdecima — это от шестой до октавы.
Различают уменьшенный, маленький, большой и увеличенный терцдецим. Основные — маленькие и большие.
Минорная третья десятая — это интервал из 10 тонов (например, между C и Laab каждую октаву).
Большая треть — это интервал в 10,5 тонов (например, между C и A на каждую октаву).
Уменьшенная треть на один полутон меньше, чем маленькая, а увеличенная — на один полутон больше, чем большая.
Квартдецима
Quartdecima — седьмая октава.
Есть маленькие, маленькие, большие и расширенные кварталы. Основные — маленькие и большие.
Минорная четверть — это интервал из 11 тонов (например, между C и Cb в каждой октаве).
Широкая четверть дезима — это интервал в 11,5 тонов (например, между C и C на каждую октаву).
Уменьшенная четверть десятой на один полутон меньше, чем маленькая, а увеличенная — на полутон больше, чем большая.
Квинтдецима
Квинтдецима — это одна октава на каждую октаву (два октавных интервала).
Есть пятнадцатые уменьшенные, убранные и увеличенные. Директор чистый.
Чистый пятнадцатый — это интервал из 12 тонов (например, между C и C в двух октавах).
Уменьшенная пятнадцатая на один полутон меньше, чем чистая, а увеличенная на один полутон больше, чем чистая.
Таблица интервалов
Название диапазона | Номер шага | Количество полутонов |
Сначала чистый | 1 | 0 |
Малая секунда | 2 | 1 |
Отличная секунда | 2 | 2 |
Незначительная треть | 3 | 3 |
Мажорная треть | 3 | 4 |
Чистая четвертая | 4 | 5 |
Тритон | 4/5 | 6 |
Идеальная пятая | 5 | 7 |
Шестой маленький | 6 | восемь |
Большая шестая | 6 | девять |
Малые седьмые | 7 | 10 |
Великий сентябрь | 7 | одиннадцать |
Чистая октава | восемь | 12 |
Малайзия Девятое | девять | 13 |
Великая Девятая | девять | 14 |
Незначительный десятый | 10 | 15 |
Большая десятина | 10 | 16 |
Чистый одиннадцатый | одиннадцать | 17 |
УФ одиннадцатый / двенадцатый разум | 11/12 | 18 |
Чистая двенадцатая | 12 | 19 |
Маленькие трети | 13 | ветры |
Великая Терцдецима | 13 | 21 год |
Малый квартал | 14 | 22 |
Great Quartdecima | 14 | 23 |
Пятая чистая десятина | 15 | 24 |
Обращение интервалов
Если верх простого интервала опускается на октаву или база повышается на октаву, интервал меняется на противоположный.
Чтобы узнать, какой интервал вы получите в результате звонка, нужно вычесть числовое обозначение интервала (номер шага) из 9).
Например:
Инверсия третьего (3) будет (9 — 3) — шестым (6).
Чтобы узнать качество перевернутого интервала, необходимо придерживаться следующих закономерностей:
— чистые интервалы превращаются в чистые;
— большие интервалы — мелкие;
— малый — крупный;
— увеличено — уменьшено;
— уменьшено — увеличено.
Из схем, описанных выше, следует, что инверсия чистой четверти будет чистой пятой, а инверсия маленькой секунды будет большой седьмой.
Составные интервалы
Интервалы после октавы называются составными: для их образования к простым прибавляется октава. Латинские имена в этом случае продолжают считать шаги:
- девятая: 9 шагов, иначе — от секунды (2) до октавы (8);
- десятина: 10 ступеней, иначе от — 3 до 8;
- одиннадцатая: 11 шагов, с 4 по 8;
- двенадцатая: 12 шагов, с 5 по 8;
- терздецим: 13 пассажей, с 6 по 8;
- квартетосима: 14 пассажей, с 7 по 8;
- quintdecima — 15 шагов, от 8 до 8.
Значения высоты тона и тона интервалов после 8 соответствуют так же, как и простые. Для обозначения значения тона составных интервалов используются те же обозначения, что и для простых: от чистого до дополненного.
Интервалы на грифе гитары
Вам не нужно каждый раз затрачивать нужные интервалы, просто запомните их аппликатуру на грифе гитары. Ниже я приведу аппликатуры наиболее необходимых интервалов, а именно: большую треть (b.3), чистую четвертую (часть 4), чистую пятую часть (часть 5), большую шестую (b.6) и малая седьмая (m.7).
Внимание! Стандартная настройка гитары устроена так, что первые две струны (E и B) смещены на 1/2 высоты тона выше, чем остальные. А это означает, что все фишки аппликатуры смещены на 1/2 тона на верхних струнах.
Из чего складываются составные интервалы?
Составные интервалы всегда на одну октаву шире, поэтому первый элемент — чистая октава. Выше построен более простой интервал от одной секунды до одной октавы выше. Что в итоге?
Девятая (9) — октава + секунда (8 + 2). А поскольку последние могут быть маленькими или большими, девятый также бывает разнообразным. Например: C-D (целая октава) — это большая девятка, поскольку мы добавили большую секунду к чистой октаве, а ноты C и D-BEMOL, соответственно, образуют малую девятку. Мы приводим вам примеры большого и маленького не из разных звуков:
Десятая часть (10) — это октава, а третья (8 + 3). Десятые доли также могут быть большими и маленькими, в зависимости от того, какая треть добавляется к октаве. Например: RE-FA — малая десятая, RE и FA-DIEZ — большая. Примеры нескольких десятых, построенных из всех основных звуков:
Одиннадцатая (11) — октава + четвертая (8 + 4). Четвертый очень часто бывает чистым, поэтому одиннадцатый тоже чист. При желании вы, конечно, можете сделать как сокращенный, так и увеличенный одиннадцатый. Например: ДО-ФА — чистый, ДО и ФА-ДИЭЗ — увеличенный, ДО и ФА-БЕМОЛ — уменьшенный одиннадцатый. Примеры чистых одиннадцатых из всех «белых клавиш»:
Duodecima (12) — октава + квинта (8 + 5). Двенадцатые часто бывают чистыми. Примеры:
Terzdecima (13) — октава + шестая (8 + 6). Поскольку шестые бывают большие и маленькие, терцдецим абсолютно одинаковы. Например: RE-SI имеет размер на одну треть, а MI-DO — маленький. Другие примеры:
Квартдецима (14) — октава и септима (8 + 7). Точно так же есть большие и маленькие. В примерах нот для удобства нужно было записать самый низкий голос в басовом ключе:
Квинтдецима (15) — это две октавы, одна октава + другая октава (8 + 8). Примеры:
И мы покажем еще один пример ноты: мы соберем в нее все составные интервалы, построенные из нот C и PE. Будет хорошо видно, как с увеличением номера интервала постепенно расширяется сам интервал и его звуки постепенно удаляются друг от друга.
Как использовать музыкальные интервалы
Прежде всего — строительные договоры. В зависимости от того, как вы расположите трети по отношению друг к другу, вы можете получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя новые интервалы к уже подготовленным аккордам, вы можете изменить их звучание и настроение.
Пятые — стандартный инструмент в рок-музыке, почти полностью полагающийся на использование этого интервала. Не имея серьезной предвзятости к настроению, его можно использовать для задания тона и текстуры композиции и сочетания ее с другими интервалами — и создания мелодии и движения.
С помощью октав вы можете завершить свою сольную партию, расположив ноты в соответствии с гаммой. Поскольку одновременно воспроизводятся два звука, эта партия будет звучать плотнее, чем обычное соло.
Кроме того, вы можете выровнять части других инструментов на основе ключа и диапазонов внутри него. Например, для хора спойте третьи партии на ведущий вокал. Благодаря таким дополнениям и декомпозиции того, что играют отдельные инструменты, можно получить красочное и мелодичное музыкальное полотно.
Не стесняйтесь использовать и диссонирующие интервалы. С их помощью можно создать напряженную и жуткую атмосферу, подходящую для некоторых композиций.
Консонансы и диссонансы
Согласные интервалы — это те, которые звучат связно, вместе, а диссонирующие — те, которые звучат резко диссонирующе. Созвучия различают по степени:
- «Совершенно идеально»: ч.1 и ч.8;
- «Идеальный»: 4 и 5 часов;
- «Несовершенный»: я b. 3, а также М и б. 6.
Дискордантный: я б. 2, м и б. 7, ув. 4 и ум. 5.
При преобразовании согласные остаются согласными, а диссонирующие — диссонансами.
важно разделить свойства консонанса и диссонанса, с одной стороны, и свойства устойчивости и нестабильности, с другой. Распространенная ошибка студентов — путать эти понятия.
Для определения устойчивости созвучия необходимо обращать внимание на его структуру: необходимо, чтобы и основа, и вершина были устойчивыми. Чтобы помочь вам, вы можете подписать отрывки низких и высоких частот. Диссонансы проще: они всегда нестабильны.
Нестабильность требует разрешения, поэтому необходимо определить ключ, в котором будет разрешаться интервал, поскольку только в этом случае будет понятна серьезность нестабильных переходов. При выполнении заданий на авторизацию можно использовать вспомогательный прием: указать ключ метками на ключе, это уменьшит количество меток для нот, которые необходимо исправить из-за ошибок.
Тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым — это средство музыкального выражения. С ним ассоциируется правильная интонация как в пении, так и в инструментальном исполнении. То есть интервалы не являются выразительными сами по себе, теоретически, но становятся выразительными в конкретном музыкальном произведении, когда разрешение нестабильных звуков, правильно отображаемое исполнителем, придает музыке смысл.
Как запоминать интервалы
Приемы запоминания интервалов. Как тренировать слух с интервалом — это очень просто. Главное понять принцип построения интервалов, запомнить их названия и значения интервалов.
Во-первых, сыграйте каждый диапазон в разных вариациях. Сосредоточьтесь не на запоминании аппликатуры, а на том, что вы чувствуете по звуку этого интервала.
Эту технику запоминания часто используют в музыкальных школах с детьми. Самый простой способ запомнить диапазон — связать его с настроением или изображением, которое вы знаете и понимаете. После этого вы интуитивно начнете понимать, какой интервал перед вами играет 🙂
Лаборатория 1
Проиграйте каждый интервал последовательно от малой секунды до октавы, охарактеризуйте настроение каждого из них и создайте для него образ. Повторяйте это упражнение каждые два дня. Умение определять диапазон воспроизведения на слух значительно улучшит ваши навыки выбора музыки.
Вам будет намного легче играть мелодию или гармонию, услышанную на гитаре.
Для обучения рекомендую использовать онлайн-тренажеры. Например, тренажер «Сольфеджио онлайн». Зайдите в настройки и установите флажки напротив всех интервалов, затем запустите симулятор. Недостаток только один — такие тренажеры заточены под звучание фортепиано.Совет для более быстрого запоминания интервалов: объединяйте интервалы в похожие группы:
- второстепенная третья и второстепенная шестая;
- мажорная треть и мажорная шестая;
- четвертый и малый септим;
- тритон и большой седьмой;
- пятый и восьмой.
Что такое соль? Дело в том, что по отношению к тону вторые ноты этих интервалов находятся на одних ладах, но на разных струнах. Храните эти интервалы попарно, это эффективно.
А вот полный плейлист с аудио примерами всех простых диапазонов из предыдущего раздела. Используйте их для тренировки слуха.Еще один жизненный трюк — анализировать музыкальный материал, который вы знаете, об интервалах, которые он содержит.
Лаборатория 2
Вы, наверное, уже знаете, как играть несколько аккордов. Сыграйте этот аккорд, а затем угадайте, какие интервалы он содержит:
- взять самую низкую ноту и угадать интервал до следующей ноты аккорда;
- затем угадать интервал до следующей ноты аккорда (т.е через аккорд);
- переместите тоник на одну струну вниз и повторите упражнение.
Лаборатория 3
Давайте возьмем небольшую викторину с пробелами. Тест Насколько хорошо вы знаете интервалы на клавиатуре? Проверьте свои знания.
Как называется интервал, соединяющий две соседние ноты в строке? Второй мажор, я не догадался! 0% Кварта, я не догадался! 0% Второй минор Это правильный ответ.
0% Octave Не догадывалась! 0%
Какова ширина трехступенчатого интервала?
Вторая ошибка! 0% Tritone Это было бы неплохо, но нет: Tritone состоит из трех полных тонов, отрывки не имеют к этому никакого отношения. 0% Септим Неправильно! 0% Terciya Ура! 0%
Какой диапазон показан на рисунке?
Пониженная квинта Нет! 0% Неправильный первый 0% Большой седьмой пункт 0% Октава?
Пятый Правильный 0% QuartNe-a0% Мажорная третья № 0% Мажорная шестая Не совсем 0% Какой из этих интервалов не состоит из 6 полутонов.
0% Четвертый увеличенный п.
0% Маленькая секундная стрелка Продолжайте так же 0% Уменьшенная пятая часть
0%
Выберите несогласованные интервалы из списка: Секунды минор0% Основные трети0% Triton0% Quart0% Quint0% Major Septim0% Epic Fail Похоже на FAIL.
Обращаться
Это те же звуки, но взятые в другом порядке, так что между ними звучит разное количество звуков, то есть меняется название. Например, на изображении чистая квинта превращается в чистую четвертую, а затем снова, но в другой тональности.
Тиражный стол по персоналу поможет запомнить порядок. Они подписаны короткими обозначениями, которые были в таблице в предыдущем абзаце.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
вы можете увеличить чистый или большой интервал. Для этого добавьте к нему полтона. Поэтому мы изменим качественное значение, но количество проходов останется прежним. Возьмем, к примеру, Big Second Do-Re:
Чтобы секунда увеличилась на большую секунду, вам нужно добавить полутона. Поднимите ноту D, и вы получите резкий диапазон C-D. Количество проходов по-прежнему 2, но качество — 1,5 тона:
Теперь давайте послушаем это Второе расширение.
Ты слышишь? Похоже на маленькую Терцию. Таким образом, можно сделать вывод, что определить увеличенный или уменьшенный интервал на слух невозможно. Но надо помнить, что интервал нужно называть так, как написано в нотах — Увеличенным или Уменьшенным. Но если стоит задача определить интервал на слух, мы будем называть его по звуку.
Уменьшенные интервалы
Уменьшенный может быть Чистым или Малым интервалом. Принцип тот же: чтобы диапазон уменьшился, необходимо сжать его на полтона. Если мы вычтем полтона из минорной терции си-реа, мы получим ноты си-ре-бемоль. Количество шагов по-прежнему равно 3, что соответствует Tertia, но это будет звучать как большая секунда.
А теперь вернемся к линейке Fa-Si. Мы обнаружили, что между этими нотами есть расстояние в 4 шага, и логически это четвертая, но звучит она иначе. Думаю, вы уже догадались, что интервал Fa-C — это Увеличенный Четвертый. Однако его звучание очень своеобразное и не похоже на другие интервалы, поэтому для него придумали отдельный термин: «Тритон».
Меняем местами ноты Fa и Si — получаем интервал Si-Fa. Он охватывает 5 ступеней, что типично для Quinta, но звучит как Triton. Нетрудно догадаться, что интервал C-Fa — это уменьшенная квинта.
Вывод: когда мы видим интервал в 3 тона в нотах, мы можем определить, что это усиленная четвертая или уменьшенная квинта. Если интервал только слышен, можно сделать вывод: это Тритон.
Как найти интервалы на гитаре
На струнном инструменте нет черно-белых ступеней на одинаковой высоте, поэтому найти их будет немного сложнее. Гитаристам повезло: у них, в отличие от скрипачей или альтистов, лады.
Вот как выглядит макет в заметках и вкладках. Разберемся поподробнее. Обращайтесь к этому изображению по мере чтения.
Прима
Отсчет начинаем с ноты «С». Поскольку мы выбрали его первым, каждый диапазон будет начинаться с него. Первый переводится в первый или один. Это отсутствие разрыва, то есть 2 ноты «до», играемые подряд.
Отсчитывать от «до» не нужно. Например, две ноты «а» также стоят перед.
Малая секунда
Это C, за которой следует D-бемоль. Это 3-й и 4-й лад 5-й струны, как показано на рисунке.
Большая секунда
«До» и «ре» без увеличения или уменьшения. Заметка и следующая за ней.
Малая терция
«F» + «E flat». После первого звука следует интервал, а после него — следующий.
Большая терция
«До» + чистое «я». Для удобства отсчитывать от первого звука так: «до» — один, «ре» — два, «ми» — три и так далее. Это позволит не запутаться, в отличие от случая, когда первое считается «нулевым расстоянием.
Чистая кварта
Это один из интервалов, с которым строится четверть пятой круга, еще 4 шага. Мы играем на «до» и на чистое «фа».
Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
4.5 отрывка — «до» и «фа-диез».
Чистая квинта
Второй интервал, на котором строится четвертый-пятый тональный круг, состоит из 5 ступеней: вторая — «соль».
Малая секста
Как вы понимаете, есть 6 нот разницы. Считаем от «до», получаем «ля-бемоль».
Большая секста
Все то же самое, что и маленький, но «ля» чистое.
Малая септима
Здесь интервал «до» — «си» (6 целых чисел и один полутон).
Большая септима
целых 7 тонов, «да» чисто.
Октава
Октава — это не просто интервал из 8 звуков, а вся последовательность от одной клавиши до другой. Мы пересекли всю лестницу и подошли к началу следующего более высокого ключа.
Простые интервалы
Есть только простые интервалы 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:
- 1 — до
- 2 — второй
- 3 — третий
- 4 — четверти
- 5 — пятая
- 6 — шестой
- 7 — седьмой
- 8 — октава
Эти названия переводятся просто: Первый — первый, Второй — второй и так далее. Каждый интервал может быть построен из любой ноты вверх или вниз. Давайте подробнее рассмотрим простой интервал.
Первый — интервал, который обозначается цифрой 1. Это число говорит о том, что оба звука интервала находятся на одном уровне. Например, в нотной записи Prima отображается как две ноты, расположенные на одной высоте. До — До, Ми — Ми.
Второй — интервал, обозначенный цифрой 2, и это говорит нам о том, что Второй соединяет два отрывка. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До-Ре, Ми-Фа, А-С и так далее:
В-третьих: он содержит 3 шага. Первый звук находится в трех шагах от второго. Например: До — Ми, Фа — Ла, Си — Ре.
Кварта — обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:
Пятый охватывает 5 шагов. Один звук будет первым этапом, второй звук будет пятым:
Шестой — обозначен цифрой 6, охватывает 6 отрывков:
Септима — предпоследний интервал простой серии, ее ширина составляет 7 шагов:
Октава — последний интервал среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются с разной высотой тона, например Ре — Ре, G — G:
На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть один нюанс, который необходимо обсудить.
Интервалы обучения непростые, но успех во многом зависит от инструктора. Смело могу рекомендовать Ирину Машковскую, талантливого педагога для детей и взрослых. Вы найдете много полезного на его канале в YouTube.
Качественная величина интервала
До этого момента мы построили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть опущены или подняты по случайным знакам, поэтому интервал появится между белой и черной клавишами. Поговорим об этом.
Как мы выяснили, каждый интервал охватывает определенное количество шагов. Но, помимо шагов, каждый интервал также покрывает определенное количество полутонов: полутон — это минимальное расстояние между звуками. На пианино есть две самые близкие друг к другу клавиши. Давайте внимательнее посмотрим на Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами C и D:
Получилось 2 полутона (1 тон). Можно сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, состоящий из нот C и D-бемоль?
Количество полутонов теперь равно 1, а количество шагов по-прежнему равно 2. Поскольку количество шагов не изменилось, этот интервал также составляет одну секунду. Но эти два интервала звучат по-разному, хотя и имеют одинаковое название:
До-Ре:
Do-Re bemo:
Чтобы отличать их друг от друга, были присвоены характеризующие слова. Таким образом, интервал C-D был назван «Большой секундой», а интервал C-D-бемоль был назван «Малой секундой».
То же самое происходит и с другими интервалами: при одинаковом количестве шагов они могут иметь разное количество полутонов и, следовательно, разные названия.
Маленькие или большие — это только Секунды, Терциум, Секста и Септима.
Остаются следующие интервалы: первый, четвертый, пятый, октавный. У всех них также есть характерное слово: «Чистый». Полные названия этих диапазонов — «Сначала чистая», «Чистая кварта» и так далее. Слово «чистый» появилось из-за физических свойств звуковой волны, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, просто запомним это.
Теперь взгляните на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы раньше не говорили:
Классификация интервалов по расстоянию
Какие бывают простые интервалы. Что такое шаг и масштаб Ниже вы найдете таблицу простых диапазонов. Не удивлюсь, если это покажется сложным (но бояться нечего). Все необходимые пояснения — после таблицы. И вот наконец мы подошли к интервальной аппликатуре.
Интервал; Сокращенное название; Расстояние; Степсиприм (чистый); Часть 1; 0 полутонов; 1 секунда минор; м.2; 1 полутон = 0,5 тона; На 2 секунды дольше; Би 2; 2 полутона = 1 тон; 2 второстепенных третьих лица; м 3; 3 полутона = 1,5 тона; 3 основные трети; б.3; 4 полутона = 2 тона; 3 четверти (чистые); ch 4; 5 полутонов = 2,5 тона; 4 тритона; ув.4 или d.5; 6 полутонов = 3 тона; 4 или 5 квинт (чистый); h.5; 7 полутонов = 3,5 тона; 5 минорных шестых; м 6; 8 полутонов = 4 тона; 6 больших шестых; b.6; 9 полутонов = 4,5 тона; 6 минорных септатов; м 7; 10 полутонов = 5 тонов; 7 больших септимов; b.7; 11 полутонов = 5,5 тона; 7 октав; Часть 8; 12 полутонов = 6 тонов; 8 Во-первых, давайте разберемся с незнакомым термином «высота звука»: высота звука — это характеристика относительной высоты звука, обусловленная его положением на определенной шкале.
Шкала — это последовательность нот, расположенных в порядке возрастания или убывания.
Шаги в контексте каждой гаммы будут отдельными нотами, включенными в нее. Это определение сложно понять, но на самом деле мы уже сталкивались с масштабом в предыдущем уроке:
DO — DO # — D — D # — E — F — F # — G — G # — A — A # — ДА
Эта диаграмма поможет вам визуализировать масштаб:
Лестницу мы подробно изучим в следующих уроках. Теперь нам важно понять, что любая разница между шагами также выражается в интервалах.
Прочтите названия диапазонов еще раз. Они на что-нибудь похожи?
Например, слово «кварта» напоминает «квартет». Квартет всегда состоит из 4-х человек, а четверть-интервал всегда охватывает 4 ступени. Вы можете сами создавать подобные ассоциации (третье — трио — 3, пятое — квинтет — 5,…) Обратите внимание на «первый» интервал. Он охватывает только одну ступень, что означает, что два звука находятся на одной ступени, что означает, что интервал «до» — это одна и та же нота. Поэтому сначала это скорее декоративный интервал и в нашей работе не пригодится.
Теперь рассчитаем сокращения отрезков (б.3, м.6, ув.4,…). За ними следуют так называемые качественные интервальные характеристики, уточняющие количественные значения интервалов. Это такие слова, как:
- small (сокращенно ‘m.’: m.2, m.3, m.6, m.7)
- большой (сокращенно b.: b.2, b.3, b.6, b.7)
- увеличенный (сокращенно «ув.»: ув. 4)
- уменьшено (сокращенно d.: d. 5)
- чистый (сокращенно ‘ch.’: ch. 1, ch. 4, ch. 5, ch. 8)
Увеличенный — это интервал, увеличенный на полтона, а уменьшенный — уменьшенный интервал на полтона
Таблица интервалов в музыке
Ниже представлена таблица, содержащая названия интервалов в музыке, количество пассажей, их типы и то, как они звучат.
Простые интервалы
Имя | Количество тонов | Возможные типы | Звук |
До | 0 | Сеть | Плотный, нейтральный |
В соответствии с | 0,5; 1 | Маленький (0,5 тона)
Большой (1 тон) |
Острый, плаксивый, напряженный |
В третьих | 1,5; 2 | Маленький (1,5 тона)
Большой (2 тона) |
Маленький — грустный, мягкий
Большой — больший, радостный, мягкий |
Четвертый | 2,5; 3 | Чистый (2,5 тона)
Дополненный (3 тона) |
Чистый — самоуверенный, торжественный
Дополненный — диссонирующий, напряженный |
Пятая | Пониженный (3 тона)
Чистый (3,5 тона) |
Редуцированный — дискордантный, напряженный
Pure — пустой, нейтральный |
|
Шестой | Маленький (4 тона)
Большой (4,5 тона) |
Маленький — мелодичный, грустный, широкий
Великолепно — торжественно, весело, подавляюще |
|
Седьмой | Маленький (5 тонов)
Большой (5,5 тона) |
Small — напряженный, диссонантный
Большой — напряженный, кричащий |
|
Октава | 6 | Сеть | Нейтральный, плотный |
Составные интервалы
Имя | Количество тонов | Возможные типы | Как это звучит |
Не в | 6.5; 7 | Маленький (6,5 тона)
Большой (7 тонов) |
Практически аналогичен последнему |
Десятина | 7,5; восемь | Маленький (7,5 тона)
Большой (8 тонов) |
Практически аналогичен третьим лицам |
Одиннадцатый | 8.5; девять | Чистый (8,5 тона)
Дополненный (9 тонов) |
Практически аналог квартала |
Двенадцатая | девять; 9,5 | Пониженный (9 тонов)
Дополненный (9,5 тона) |
Практически аналог крыльев |
Терздецим | Маленький (10 тонов)
Большой (10,5 тона) |
Практически аналог шестой | |
Quartdecima | одиннадцать; 11,5 | Маленький (11 тонов)
Большой (11,5 тона) |
Практически аналог септима |
Пятая | 12 | Сеть | Подобно октавам |
Тритон
Новая линейка — «Тритон». Он назван так потому, что охватывает три тона, что эквивалентно 6 полутонам. Построим Тритон из ноты F: получим ноты F — C.
Количество проходов в этом диапазоне — 4, что типично для «Кварты». Но прежде чем делать вывод, давайте послушаем, как это звучит:
Звук нетипичный для Quarta, несмотря на расстояние между звуками в 4 шага.
Теперь отсчитаем 3 тона от ноты C. Получились те же ноты, но в другом порядке — Si — F.
Вот как звучит этот водяной:
Сейчас количество ступеней 5, что типично для пятой части, но звук не пятый. Так что это за интервал: Четвертый, Пятый или Тритон? Чтобы понять это, нам нужно коснуться другого понятия.
Как научиться слышать интервалы
Чтобы улучшить свой музыкальный слух, нужно играть. Создавайте мелодичные и гармонические интервалы, простые и сложные из всех 7 нот, проверяйте вкладки.
Слушайте небольшие классические или современные инструментальные композиции, записывайте их через определенные промежутки времени и подписывайте.
- https://fierymusic.ru/teoriya-zvuka/intervaly-v-muzyke-vse-osnovnye-vidy
- https://nauka.club/kulturologiya/intervaly-v-muzyke.html
- https://proguitarworld.ru/intervaly-na-gitare/
- https://muz-teoretik.ru/prostye-i-sostavnye-intervaly/
- https://pereborom.ru/intervaly-v-muzyke/
- https://mandelstamdavid.ru/music_theory/intervals
- https://akkordam.ru/publ/samouchitel/kak_ispolzovat_muzykalnye_intervaly_tablica_vidov_s_opisaniem/2-1-0-1581
- http://earsfingers.ru/chto-takoe-intervaly-kak-otlichat-i-zapominat/