- Диезы и бемоли по буквенной системе
- Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
- Как учить ноты на гитаре используя табы
- Таблица буквенных обозначений звуков
- Карточки расположения нот на гитаре
- Таблица: как записывать и читать основные аккорды
- Второй способ запомнить ноты на грифе гитары
- Буквенные обозначения нот
- Первые упражнения
- Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
- Цифры в названии аккордов
- SUS2 и SUS4
- Альтерированные надстройки
- Сокращения «add» и «no»
- Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
- Буквенное обозначение тональностей
- Правила буквенного обозначения нот
- B и H – обозначение ноты Си
- Разница между диезом и бемолем
- Закономерности в расположении звуков на гитаре
- Расположение нот на грифе гитары. Стандартный строй
- Тон и полутон, знаки альтерации
- Самостоятельное обучение
- Дополнительные буквенные сокращения
- Дробные аккорды
Диезы и бемоли по буквенной системе
Высшие и низшие ступени, то есть диез и бемоль, также могут быть представлены в буквенной системе звуков. Чтобы сказать диез, к букве примечания добавляется суффикс IS (есть). А для квартир используется еще один суффикс — ES (es).
Например, DO-DIEZ — это CIS (cis), а DO-BEMOL — это CES (ces).
Однако есть некоторые исключения из этих правил, о которых следует помнить. Все они используют обозначения плоских нот. Звук МИ-БЕМОЛ по буквенной системе напоминает EES, но на практике он только один, средняя гласная укорачивается и получается обозначение ES. Точно такая же история происходит со звуком A-BEMOLE, в его обозначении AES звук голоса уменьшается, и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано с чисто историческими причинами. Звук SI-BEMOL обычно обозначается буквой B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда дело касается двойных углублений и углублений, то есть двойных острых и двойных плоских знаков, принцип их отражения в буквенной системе очень прост и логичен. Двойной диез — это два диеза, что означает два суффикса IS — ISIS, двойной диез — это два бемоля и, следовательно, два суффикса ES — ESES. Кроме того, правило двойного плоского звука также применяется к звуку SI-DOUBLE-BEMOLE, который в данном случае обозначается по общему правилу — HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначать не только основные звуки, но и диезы с бемольями, а также дупли и диезы. Подведем итог всем этим соглашениям об именах в таблице:
Как учить ноты на гитаре используя табы
Этот метод запоминания очень эффективен, так как многие гитаристы очень хороши в табулатуре. Почему бы не использовать его для запоминания заметок. Ниже представлена таблица в формате pdf. Первая строка — это вся гамма гитары от шестой струны до первого двенадцатого лада. Кроме того, каждая строка представляет собой строку. Вы смотрите на табулатуру, затем на партитуру и пытаетесь вспомнить, что где.
После того, как вы выучили ноты на грифе гитары, вы можете переходить к следующему шагу: выучить ноты песен для гитары. Это укрепит ваши знания и даст навыки, необходимые любому гитаристу, который мечтает хорошо играть на своем инструменте.
Таблица буквенных обозначений звуков
Примечание | Острый | Двойной диез | Квартира | Двухместная квартира | |
ПЕРВЫЙ | c | ты здесь | цисис | ces | прекращения |
PE | d | дис | дис — это | des | deses |
МЕНЯ | а также | eis | eisis | бывший | ну да |
Ф | ж | фис | физика | фес | фес |
ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ | грамм | гис | гисис | ges | гесы |
ТАМ | а | ais | aisis | нравиться | ослы |
ДА | час | его | его и | б | heses |
Карточки расположения нот на гитаре
Можно использовать различные вспомогательные средства, которые помогут вам освоить порядок нот на гитаре. Это различные приложения на смартфоны и наклейки на предметы в доме и так далее, я хотел бы предложить один из этих инструментов. Это карточки с названием заметок. Их нужно вырезать и взять с собой. Когда у вас есть свободное время, например, вы чего-то ждете или стоите в очереди, вы можете взять эти карточки и освежить память.
Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Таблица с информацией о каждом обозначении — список аккордов и их названий:
- графа 1 — «Обозначение» — обозначение аккорда в буквенно-цифровой системе через запятую, другие обозначения аккорда.
- 2 столбца — «Название» — название договора (вторая версия названия в скобках)
- столбец 3 — «Интервальная структура аккорда» — звучит аккорд в виде интервального рисунка.
На диаграммах (третий столбец) интервалы обозначены цифрами. Верхняя и нижняя ступеньки обозначены соответствующими знаками изменения (b и #). 3 — мажорная треть (мажор), b3 — мажорная третья (минорная), b7 — минорная седьмая, maj7 — мажорная седьмая.
Подчеркнутые отрывки (числа на схеме с подчеркиванием) можно пропускать при взятии сложных аккордов на 6-струнной гитаре.
Иногда сложно или невозможно сыграть все тона 6-струнного аккорда (если в аккорде 7 нот). И в этом случае убираются ступеньки, без которых аккорд все равно сохраняет свой цвет. Нередко пятый пропуск пропускается (5). А в аккордах с одиннадцатой, тринадцатой ступенью — даже девятой (9).
Например, maj9: 1 — 3 — 5 — maj7 — 9
Пятый (5) можно не указывать (на схеме номер подчеркнут). Фактически, для построения аккорда на клавиатуре можно использовать звуки — 1 — 3 — maj7 — 9
Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.
Сегодня буквенно-цифровое обозначение договоров является общепринятым стандартом. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Начинающим гитаристам рекомендуется в обязательном порядке потренироваться. Очевидно, нет необходимости сразу запоминать все аккорды. Вы можете начать с названия минор, мажор, седьмой и шестой аккорды. А потом переходите постепенно — осваивайте более сложные аккорды с надстройками.
В любом онлайн-сборнике песен, в карточках, партитурах, учебниках вы обязательно увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать и понимать эти обозначения. Это не сложно. И он всегда пригодится — в любой игре на гитаре.
Второй способ запомнить ноты на грифе гитары
Второй и более простой метод предназначен для тех, кто стремится понимать аккорды, играя аккомпанемент к песням.
Буквенные обозначения нот
Буквы нот соответствуют первой букве в названии гитарных аккордов.
Чтобы освоить этот прием, достаточно знать звуки всего на трех низких струнах: «Ми» — ми, «А» — ля, «ре» — Д. «ре» — ре, «ми» — ми, «фа». «- F,« sol »- G,« la »- A,« si »- H). В ноте «си» есть две буквы, которые могут обозначать это, это буквы H и B. В нашем случае мы будем использовать букву H на октаву выше, поэтому все остальные звуки будут повторяться и идти в том же порядке. Например, тринадцатый лад имеет те же ноты, что и первый лад и т.д.
Первые упражнения
Односекторная запись — это единая записывающая система для многих музыкальных инструментов. Во-первых, лучше всего попытаться воспроизвести комбинацию нот: E, F и G, где игра начинается движением указательного пальца. Я на одной струне, поэтому усвоить этот урок не составит труда. Не торопитесь и сжимайте клавиши слишком сильно. Вы должны принять удобную позу и постараться удержать палец правой руки зафиксированным (немного замерзшим) на соседней струне, прежде чем переходить к следующей ноте.
Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
Буквенное обозначение нот на гитаре не отличается от их стандартного написания в письменной форме. Каждая клавиша представляет собой отдельную ноту на расстоянии одного полутона от предыдущей. В совокупности они организованы в определенную систему — и по этой причине существуют такие вещи, как формы аккордов. Для получения дополнительной информации о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать статью о нотах на гитаре .
В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши являются полными нотами и также обозначены. Черный — половинчатый — то есть обозначен острыми и плоскими точками.
Цифры в названии аккордов
К номерам добавлены ступени, надстройки. В названии договора пишите после буквенного обозначения.
Расшифровка цифрового обозначения:
- 5 — чистая пятая
- 6 — большая шестая
- 7 — малая седьмая
- maj7 — большой седьмой
- 9 — большая девятая
- 11 — чистый одиннадцатый
- 13 — великая терцдечима
Примеры регистрации: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11
По надстройке в названии можно определить, что это за аккорд: 6 — шестой аккорд; 7 — мажорный минорный септаккорд или доминантный септаккорд; maj7 — мажорный септаккорд, m7 — минорный септаккорд, 9 — неаккорд и т д
SUS2 и SUS4
Для аккордов с задержкой номер с префиксом «sus» указывает, какая высота звука вместо терцового тона в аккорде:
- sus2 — вместо третьей ступени 2 второй мажор (тоника + второй мажор (2) + пятый клир)
- sus4 — вместо третьей четвертая ступень чистая четвертая (тоник + чистая четвертая (4) + пятая).
Asus2, Dsus4, # sus2
Альтерированные надстройки
Добавленные отрывки, измененные в названии аккорда, помечаются соответствующими случайностями:
- #, или «+» — один шаг поднялся на полшага.
- b, или «-» — на одну ступень ниже полтона.
Дополнения с символами:
- b5 / # 5 (-5 / + 5) — низкий / высокий пятый аккорд
- b9 / # 9 (-9 / + 9) — уменьшено / увеличено 9-я ступень
- b13 — уменьшенный 13
- # 11 — увеличенный 11
Сокращения «add» и «no»
Если надстройка добавляется с аббревиатурой «добавить» в названии, к триаде (мажорной или минорной) добавляется только указанная степень.
Например, C add9 — к до мажору добавляется только 9 (девятая).
Но если обозначение C9 (без добавления), то это уже полное неаккордное: мажорное трезвучие + 7-я ступень (минорная седьмая) + 9-я (девятая).
«№5» в названии — пятая в аккорде опущена, то есть без пятой ступени.
Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
Если в аккорде несколько дополнений, они пишутся в названии подряд после заглавной буквы (тоника) или после строчной буквы «м» (в минорном аккорде).
Варианты оформления:
В строке: Cmaj9 # 11, F13b9, Fm9
В качестве индекса: E7 # 9, F # 5b9, Lam9
Два неизмененных отрывка пишутся через косую черту (слэш): C6 / 9, D9 / 11
В названии минорного мажорного септаккорда в скобках обычно пишется надстройка «maj7»: Bm (maj7), Abm (maj7)
Если есть мажорный септаккорд с добавленной высотой тона (9, 11 или 13), только префикс «maj» (что означает мажорный септаккорд) и надстройка добавляются к основной ноте. Cmaj9, Ab maj13 и др.
Буквенное обозначение тональностей
В названии каждой тональности — мажорной или минорной — всегда передаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее настроение (мажор или минор). Одна и та же структура всегда отражается в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук с одной особенностью: для мажорных клавиш тоника пишется с заглавной и заглавной буквы, а для минорных, наоборот, с строчной буквы.
Для обозначения настроения используются специальные слова. Для мажора — слово DUR, являющееся аббревиатурой от латинского термина DURUS (в переводе «жесткий»). Для минорных клавиш используется слово MOLL, в переводе с латыни этот термин означает «мягкий».
Правила буквенного обозначения нот
Изначально ноты обозначались греческими буквами — по первым слогам церковного песнопения, но затем греческий алфавит изменился на латинский. Обозначение застряло, и теперь у каждой ноты своя буква.
Если речь идет о неполных нотах, то добавляются так называемые диезы и бемольки — знаки # и ♭. Если мы движемся вверх по шкале, мы используем резкий, если мы движемся вниз, мы используем флет.
B и H – обозначение ноты Си
Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквы нот, сбиты с толку. Где-то нота C обозначается буквой B, а где-то H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота B-бемоль обозначается буквами B и B — B, а в русском и немецком — B. -flat становится B и yes — H. Это может случиться, и вам просто нужно помнить, что очень часто H означает C. Столкнувшись с тем, что B означает B-flat, необходимо следить за гармоничностью композиции и понимать, какая из примечания уместно в этом случае.
Разница между диезом и бемолем
Фактически, разница только в том, в каких ситуациях вам нужно писать ровно, а в каких — резко. При этом звуки никак не меняются, но их функция может меняться, в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.
Как упоминалось выше, если мы перемещаемся по шкале, все промежуточные ноты обозначаются диезом. Если низ, то плоский.
Многие современные музыканты используют только один тип нот, независимо от того, как они движутся по шкале. Таким образом, вам придется меньше запоминать и в то же время вы все равно будете понимать, что и зачем вы делаете.
Закономерности в расположении звуков на гитаре
Как вы уже догадались, ноты на грифе гитары расположены не случайным образом. А с помощью нескольких простых схем вы легко выучите всю шею. Например, четвертая струна, разученная на 12-м ладу, поможет вам сориентироваться на пятой.
Как это работает? Все очень просто! Открытая четвертая струна воспроизводит тот же звук с пятой, нажатой на пятом ладу, поэтому первый лад четвертой струны будет воспроизводить шестой лад пятой струны. Таким образом, можно сделать вывод, что достаточно выучить положение нот с 5-й струны по 5-й лад. По такому же принципу мы «эксплуатируем» шестую струну по отношению к пятой. Далее на V ладу 5-й струны ноты будут такими же, как и на 4-й струне, начиная с открытой.
Расположение нот на грифе гитары. Стандартный строй
Настройка гитары:
первая струна — ми первой октавы, вторая струна — си минорной октавы,
третья нота — соль минорной октавы, четвертая нота — ре минорной октавы,
пятая нота — это ля большой октавы, шестая нота — это ми большой октавы.
Запомнить! Чтобы облегчить визуальное чтение, ноты для гитары записаны на октаву выше.
Задания:
1. Назовите восемь последовательных звуков шкалы вверх и вниз от разных нот в порядке возрастания и убывания:
до-ре-ми-фа-соль-ла-си-до, до-си-ла-соль-фа-ми-ре-до
ре-ми-фа-соль-ла-си-до-ре, ри-фа-си-ла-соль-фа-ми-ре
ми-фа-соль-ла-си-до-ре-ми, ми-ре-до-си-ла-соль-фа-ми
фа-соль-ла-си-до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до-си-ла-соль-фа
соль-ла-си-до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до-си-ла-сале
ла-си-до-ре-ми-фа-соль-ла, ла-соль-фа-ми-ре-фа-си-ла
си-до-ре-ми-фа-соль-ла-си, си-ла-соль-фа-ми-ре-до-си
2. Выучите отдельно, какие ноты записаны на линейках, а какие помещены между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках написано пять нот: E, G, B из первой октавы, D и F из второй. К этой группе также можно отнести ноту «До» первой октавы — она занимает первую дополнительную линейку. Между линейками (а также над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: D, F, A первой октавы, C, E, G второй октавы — сыграйте каждую ноту этого ряда на гитаре поворот в восходящем и нисходящем направлениях, зовущие звуки.
3. Называйте ноты вслух движением вверх на шаг (до-ми, ре-фа, э-соль, фа-ля и т.д.); в нисходящем движении ступенькой (do-la, si-sol, la-fa и т д)
4. Чтобы быстро запомнить положение нот на нотном стане, полезно выполнить письменную работу: перевести те же упражнения с шагами шкалы в графический формат записи, названия нот по-прежнему произносятся вслух.
5. Определите названия заметок:
6. Перечислите все названия звуков в двойном шаге, шаг за шагом, по направлению вверх:
до-ми-соль, ре-фа-ла, ми-соль-си, фа-ла-до, соль-си-ре, ла-до-ми, си-ре-фа, до-ми-соль.
При нисходящем движении:
соль-ми-до, фа-ре-си, ми-до-ла, ре-си-соль, до-ла-фа, си-соль-ми, ла-фа-ре, соль-ми-до.
Тон и полутон, знаки альтерации
Минимальное расстояние между двумя звуками называется полутоном. Визуальное представление полутона проще всего получить с помощью гитары, а точнее, грифа гитары, где расстояние между ладами составляет один полутон. Если мы проиграем несколько звуков, последовательно затягивая клавиши на струне, мы получим восходящую «цепочку» звуков, между которыми неизменно сохраняется одинаковое расстояние. Таким образом, размещение нот на грифе гитары облегчает изучение тонов и полутонов.
Играть такую «цепочку» на пианино немного сложнее: для этого мы должны использовать черные клавиши. Следовательно, расстояние, равное одному полутону, будет не между клавишами a и d, а между клавишей a и ближайшей черной клавишей справа; другой полутон образуется между той же клавишей и клавишей D; следовательно, между клавишами C и D будет два полутона или тон (от греч tόνος — напряжение, напряжение).
Однако расстояние между белыми клавишами — не всегда тон. Между клавишами E и F, а также между B и C нет черных клавиш, а расстояние между ними равно одному полутону:
(Пример на гитаре: E вторая октава — 1-я открытая струна, нота F — первый лад 1-й струны; B первая октава — 2-я открытая струна, нота до второй октавы — первый лад 2-й струны.)
Расстояние между звуками рассчитывается путем сложения тонов и полутонов. Например, расстояние между C и F составляет два с половиной тона (между C и D — 1 тон, между D и E — 1 тон, между E и F — полутон).
У черных клавиш нет собственных имен, но они получают два имени, производных от двух белых клавиш, которые их окружают. Если черная клавиша находится справа (то есть выше полутона) от белой клавиши, то она называется диезом, если слева (т. Е. Ниже полутона), то она называется плоской. Например, черная клавиша, расположенная между клавишами C и D, имеет два названия: по сравнению с C, это C-диез, по сравнению с D, это D-бемоль :
Таким образом, острый знак означает увеличение звука на полтона (на 1-ладовой гитаре), а плоский знак означает уменьшение на полутон (на 1-ладовой гитаре). Эти имена имеют специальные обозначения: диез — #, бемоль — b, которые пишутся перед нотами. Например:
фа, фа диез; C, C-диез; да-да-квартира; mi, E flat .
Из всего вышесказанного следует, что острые и плоские знаки означают только черные клавиши на пианино. В большинстве случаев это так, но не всегда. Например, по какой тональности он будет играть, когда мы услышим ноту ми-диез? Поскольку диез — это усиление звука на полтона и между клавишами E и F нет черной клавиши, клавиша F будет звучать с диезом ми. Напротив, F-бемоль — это клавиши E. Аналогичная ситуация возникает между клавишами C-do, где, как вы помните, расстояние также составляет полутон.
Кроме того, есть еще признаки повышения и понижения звуков не на полутон, а на целую высоту. Такие знаки называются двойными (то есть двойными) и имеют свои обозначения: двойной острый — X, двойной плоский — º. Например:
f двойной диез, C двойной диез, B двойной бемоль, E двойной бемоль.
Если мы встретим фа-дабл-диез, то мы должны увеличить ноту фа на один тон, следовательно, мы получим звук G; если встретите двойную ноту си-бемоль, нужно на один тон понизить ноту си, получится — А .
Все эти «необычные» диезы и бемоли (ми-диез, фа-бемоль, си-диез, до-бемоль), как и дубль, используются довольно редко и поначалу не встретишь. Однако по мере усложнения музыкальных примеров эти знаки будут использоваться все чаще. На вопрос, зачем нужны эти дополнительные обозначения и названия белых клавиш, мы ответим позже, а сейчас рассмотрим правила использования этих знаков в нотной записи.
Есть два типа знаков: случайный и ключевой .
Случайные знаки — это знаки, которые эпизодически редко встречаются в данном музыкальном произведении; они действуют исключительно во время сердцебиения, в котором они возникают:
В этой мелодии в третьем такте рядом с половинной нотой стоит острый знак (т. Е. Увеличение на полутон — на 1 тональность выше). Этот знак также относится ко второй ноте этого такта, то есть четвертная нота F также должна быть повышена на полутон. Но в четвертом такте, где встречается и нота F, знак диеза больше не работает, что означает, что здесь играет чистая F (в той же тональности).
Ключевые признаки — это те признаки, которые постоянно встречаются в том или ином музыкальном произведении; рядом с ключом написаны:
После скрипичного ключа у нас есть бемоль в ноте B (обратите внимание, что знак ключа стоит перед метром). Этот знак действителен для всех восьми тактов этой мелодии, т.е все ноты си во втором, третьем, а также в шестом 1 такте должны быть понижены на полтона (на 1 клавишу).
Наконец, есть еще один знак, отменяющий все предыдущие — знак бекар (§):
Несмотря на то, что бемоль записана на третьей линейке, она повлияет на все ноты B в мелодии, даже если они находятся в другой октаве.
Во втором такте этой мелодии перед второй нотой C стоит острый знак, повышающий этот звук на полтона, но перед следующей нотой C в этом такте стоит знак bekar, который возвращает обратите внимание на его первоначальный тон. Аналогичная ситуация и в четвертом такте.
Итак, есть пять признаков изменения тона:
# — диез (увеличение на полтона)
б — бемоль (на полтона вниз)
X — двойной диез (увеличение высоты тона)
º — двойная плоская (убавка на тон)
§ — бекар (отмена предыдущего знака)
Все вышеперечисленные признаки изменения тона называются знаками изменения (от латинского alter — другой, измененный).
Самостоятельное обучение
Те, у кого есть начальные навыки игры на гитаре, перед тем, как сыграть композицию из нот тетради, должны сопоставить позиции, визуализировать их, начиная со скрипичного ключа, который находится в начале куплета. Звуковая последовательность начинается с этого элемента, но есть и другие варианты клавиш:
- альт;
- низкий;
- высокий.
При игре на гитаре используется только знак скрипки. Обеспечивается соответствие музыкальных строк звуковой. Примечания ниже можно сгруппировать с помощью косой черты. Этот знак не имеет музыкального значения, как вертикальный штиль.
Дополнительные буквенные сокращения
Дополнительные сокращения указывают тип соглашения. Добавлена латинская заглавная буква (корневой тон).
Аналог аббревиатуры, разделенный запятыми, в виде специального символа. Также распространенная форма «компактной» регистрации.
Названия и символы аккордов:
- м, «-» — минор
- mØ — полууменьшенный септаккорд
- тусклый, ° — уменьшенный — сокращенный триада
- игла, + — дополненная — дополненная триада
- maj, Δ — мажорный — мажорный септаккорд (от мажорного септаккорда до мажорного или минорного аккорда)
- sus — приостановлено — «задержан», или договор с задержанием
Для обозначения мажорных аккордов (без дополнений) дополнительные сокращения и специальные символы не используются. Они пишутся только заглавными латинскими буквами (по основному звуку).
Например, C — до мажор, Eb — ми-бемоль мажор, A # — ля-диез мажор, F — фа мажор и т.д.
Дробные аккорды
Если самый низкий звук (в басе) аккорда — это не основная нота, а другая нота, для названия используется дробный формат.
Такие аккорды еще называют «дробными», «дробными» или «аккордами с дополнительным басом».
Первая часть названия — это обозначение договора в буквенно-цифровой системе. А вторая часть, через полосу, указывает на ноту с латинской заглавной буквы, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).
В качестве примера возьмем некоторые дробные названия аккордов (басовая нотация с «/»):
- Am / G — ля минор с солью ниже
- C / B — до мажор с си в басу
- E7 / G # — Седьмой аккорд ми мажор с солью-диез ниже
В аппликатуре 6-струнной гитары дробная басовая нота обычно играется на шестой, пятой или четвертой струне.
- https://muz-teoretik.ru/bukvennoe-oboznachenie-not-i-tonalnostej/
- https://muzachos.com/moi-sovety/razuchivaem-raspolozhenie-not-na-grife-dva-sposoba/
- https://mirgitar.com/bukvenno-czifrovoe-oboznachenie-akkordov-dlya-nachinayushhih-gitaristov.html
- https://volyaschool.ru/stati/36-kak-nauchitsja-chitat-noty-dlja-gitary.html
- https://pereborom.ru/bukvennoe-oboznachenie-not/
- [https://guitarsolo.info/ru/guitar-articles/noty-na-grife-gitary/]