16

16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады

Пентатоника

Пентатоника — это звуковая система, содержащая пять шагов в октаве. Пентатоника — это полутоновая шкала (ангемитон), звуки которой могут быть локализованы согласно части 5. Пентатоника характеризуется отсутствием m.2, тритонов и их характерной острой гравитацией, а также образованием трихордов. (группы из 3-х звуков, состоящие из m.3 и прилегающие к нему выше или ниже b.2).

В пентатонике любой звук может быть основным основанием, поэтому формируется только пять типов пентатоники, из которых, с точки зрения мажорной и минорной шкалы, 2 варианта имеют наиболее выраженную модальную окраску.

В одном из них b.3 и ch.5 сформированы на Т (т.е мажорное трезвучие) — это мажорная пентатоника (мажор без IV и VII); в другом — m 3 и h 5 (т.е минорное трезвучие), это минорная пентатоника (натуральный минор без II и VI). В обоих типах ходы, образующие тритона, исключены. Соотношение мажорной и минорной пентатоники с общей звуковой композицией аналогично соотношению мажорных и минорных параллелей.

Пентатоника встречается в музыкальном фольклоре разных народов, начиная с самых древних ее образцов. Это особенно характерно для музыки ряда стран Востока (Китая, Вьетнама), а также для музыки татар, башкир, чувашцев, морей. Пентатоника в русской народной музыке встречается довольно редко, она встречается в основном в старинных образцах. Чаще всего его используют в виде трихордовых мелодий.

В 19-20 вв. Пентатоника вошла в мелодию европейской профессиональной музыки (Концерт для фортепиано Des-dur Ф. Листа; песня «Спящая царевна» А.П. Бородина), оказав влияние на аккорд.

Особыми разновидностями пентатоники являются полутона (гематоны, например, hcefg), встречающиеся в музыке стран Востока, и смешанные (ахдеф), сочетающие в себе знаки неситонной пентатоники и полутона.

Существует также умеренная пентатоника, образованная делением октавы на пять относительно равных частей, не совпадающих по величине ни с высотой звука, ни с интервалами полутона; например, индонезийская шкала сландро».

Дважды гармонические лады

Правильнее было бы называть их ключами с двумя SW. 2.

Двойной гармонический минор («Венгерская гамма», «Цыганская гамма», венгерский лад, цыганский лад) отличается от натурального минора увеличением на IV и VII ступени. Имеет два SW. 2 — на III и VI. Особенно часто это встречается в венгерской и цыганской народной музыке.

Двойная гармоника мажор отличается от натурального мажора пониженными VI и II ступенями (на них также образуется ув. 2). Это доминирующий режим, например, как со смещенной тоникой — гармоника дважды минор с тоникой 5-й степени.

Бигармонические моды, как и гармонические, не относятся к диатоническому полю. Помимо популярных венгерской, цыганской, болгарской, еврейской и некоторых восточных культур, они иногда встречаются в некоторых украинских песнях. Кроме того, двойные гармонические режимы неоднократно использовались в профессиональной музыке для создания народного колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из цикла «Картинки с выставки» изображение одного из «персонажей» дано посредством двойной гармонической си-минор».

Переменный лад

Переменный режим — режим с переменной T в одном масштабе или переменный масштаб только с одним T.

А) С помощью тоники можно вводить следующие знаки: 1) разные диатонические лады (однородные); 2) различные противоположные клавиши.

Б) Тоника меняется в середине или ближе к концу (чаще) пьесы, чаще с общей звуковой композицией. Это особенно характерно для русской народной песни, которая может как бы закончиться на любом этапе того режима, в котором она началась. Особый случай — В.

C) Параллельно-чередующийся режим — это тип чередующегося режима, в котором взаимодействуют тоны параллельных клавиш. События: 1) начало музыкального произведения в одной тональности, конец в параллельной; 2) отклонения, особенно частые отклонения внутри конструкции параллельного ключа с возвратом к исходному ключу.

Переменный режим не имеет сильной и уникальной тональной гравитации, из-за тональной централизации он часто сочетается с изменчивостью измерителя. Формирование локальных эталонных тонов, легко возникающих и легко модифицируемых, функционально аналогично остановкам на ступенях тона, как отклонения (модальные отклонения). В некоторых наиболее развитых типах древнерусских мелодий разветвленная модальная композиция, закрытая или открытая, формируется на основе чередующейся ламы.

Уменьшенный лад

Еще один представитель симметричных ладов, наряду с двумя предыдущими гаммами.
Уменьшенная гамма — это гамма, построенная по принципу «тон — полутон», поэтому октава из 12 звуков делится на четыре идентичные конструкции 2 + 1 («тон — полутон»), которые дают 8 звуков в гамме.
Основа уменьшенной гаммы — это уменьшенный септаккорд, поэтому вы можете использовать его при игре этого аккорда
Сыграйте эту гамму на уменьшенном септаккорде из A: В русской музыкальной традиции уменьшенная гамма называется гаммой Римского-Корсакова (он часто использовал ее в своей музыке).
Этот режим иногда также называют арабским

Японский лад

Японская гамма — это пентатоника, имеющая много разновидностей. Мы рассмотрим некоторые из них:
Фактически, большинство этих шкал являются вариациями одной шкалы: шкалы Хираёси. Принцип их использования аналогичен принципу использования естественных модальностей: мы делаем другие шаги звукоряда с тоником, но сохраняем его масштаб.

Диапазон; Формула; Подсказка Хираёси; тон — полутон — два тона — полутон — два тона; Hon Kumoi minor; полутон — два тона — тон — полутон — два тона; минор Ивато; полутон — два тона — полутон — два тона — тон; Кумой нейтральный (без третьих лиц); два тона — полутон — два тона — тон — полутон; крупная китайская шкала; два тона — тон — полутон — два тона — полутон; Инь Сен майор; полутон — два тона — тон — полутон — тон; Доминирующая KumoiIwatoKumoi Китайская гаммаIin Sen Чаще всего используется японская музыка, исполняемая на кото, тринадцатиструнном японском инструменте. Все аппликатуры в этой главе — только адаптации. Упражнение 6
Играйте гаммы Hirayoshi и Hon Kumoi ля минор, а гаммы Kumoi и Chinese — до мажор

Восточный лад

Это еще один вариант доминирующего режима:
Его формула:
полутон — полутон — полутон — полутон — полутон — полутон — тон
Восточный режим В этом режиме можно играть доминирующие аккорды
Сыграйте эту гамму до мажор: 8

Еврейский лад

Этот режим относится к группе доминирующих режимов.
Доминантный режим — это тип тональности, в котором основной тон тональности ощущается как доминанта второстепенного аккорда на четверть выше; Другими словами, используя доминантный режим, вы можете играть с доминантными аккордами (просто не забудьте использовать его от основного тона доминантного аккорда, а не от основного тона тональности). Однако они также могут играть обычный мажорный аккорд.
Шкала еврейской гаммы совпадает со шкалой минорной гармоники, которая воспроизводится с 5-й ступени (по той же логике мизолидической и естественной мажорной гаммы).
Формула для режима на иврите:
тон — полутон — полутон — полутон — тон — полутон — тон
Еврейский путь, практика 5
Сыграйте на иврите до мажор, чтобы получить представление

Целотонный лад

Полная шкала тонов — это лестница, соседние ступени которой всегда разделены тоном. Принцип построения здесь аналогичен хроматической шкале, в которой две соседние ступени всегда разделены полутоном.
Полнотональная шкала содержит шесть ступеней.

Обычно полная шкала тонов используется в музыке со сложными гармоническими последовательностями. Например, с его помощью вы можете брать измененные аккорды с увеличенной или уменьшенной пятой ступенью, поскольку он содержит оба этих отрывка.
Лаборатория 1
Он играет полнотонную гамму от единицы до измененной септы: в среде российских музыковедов эту гамму часто называют «гаммой Черномора», потому что она использовалась для характеристики образа Черномора в «Руслане и Людмиле 3» Михаила Ивановича Глинки

Цыганский лад

Переходим к более экзотическим тонам.
Цыганский режим (или венгерский режим или двойной гармонический режим) — режим с двумя увеличенными секундами (полутона).

Имеет две разновидности:

  1. Незначительный цыганский режим:
    тон — полутон — полутон — полутон — полутон — полутон — полутон. Полуторный тон соединяет ступени III / IV и VI / VII + третья ступень расположена на расстоянии полутора (малая треть) от основного корня, что делает эту гамму второстепенной.
  2. Большой цыганский режим:
    полутон — полутон — полутон — тон — полутон — полутон — полутон.
    Полуторный тон соединяет ступени II / III и VI / VII + третья ступень расположена на расстоянии трети мажора от корня, что делает эту гамму мажорной.

Незначительный цыганский режим Для примера использования этого режима послушайте музыку Джанго Рейнхардта или цыганский джаз в целом (jazz manush
Сыграйте минорную версию ля минорной гаммы, чтобы получить представление:

Старшая цыганская практика сценария 4
Сыграйте мажорную версию гаммы до мажор, чтобы получить представление о ее звучании

Источники

 

  • http://theory.solfa.ru/20-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA/16-%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B-%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BB/
  • https://mandelstamdavid.ru/music_theory/exotic_scales

Оцените статью
Теория музыки