1

1. Звук и его свойства

Звук — это объективно существующее в природе физическое явление, вызываемое механическими колебаниями любого упругого тела, в результате чего образуются звуковые волны, воспринимаемые ухом и преобразующиеся в нем в нервные импульсы. Звуковыми волнами называют периодически чередующиеся утолщение и разрежение в любой упругой среде (т.е проводнике звука); Звуковые волны воспринимаются органами слуха людей и животных и с помощью центростремительных нервов передаются в полушария головного мозга, где они воспринимаются как специфические звуки.

Все звуки вокруг нас делятся на 2 типа: с определенным тоном (музыкальные звуки) и с неопределенным тоном (звуки шума). Музыкальные звуки образуют звуковой фон музыки, в то время как звучные звуки используются лишь эпизодически. Музыкальный звук имеет 4 основных свойства: высоту, длительность, громкость, тембр.

Высота

Высота звука определяется частотой вибрации вибратора и прямо пропорциональна ей. Частота колебаний обратно пропорциональна размеру (длине и толщине) звукового тела, а по прямой — упругости.

Человеческий слух воспринимает звуки в диапазоне частот от 16 до 20 000 Гц, в раннем детстве до 22 000 Гц, в пожилом возрасте до 14 000-15 000 Гц. Более точно и отчетливо человек воспринимает звуки в диапазоне 16-4200-4500 Гц, этот диапазон используется в музыке. Взаимосвязь между частотой вибрации и высотой представляет собой геометрическую прогрессию. При увеличении частоты на 110 Гц (это примерно соответствует укорочению струны вдвое) от А (110 Гц) образуются интервалы: часть 8, часть 5, часть 4, b. 3, м.3, м.3, несколько б.2, несколько м.2. Кроме того, образуются интервалы менее полутона. Эта звуковая шкала соответствует естественному диапазону чисел и называется естественной шкалой. Этого можно добиться, разделив струну на 2, 3, 4, 5, 6 и т.д., что используется при воспроизведении гармоник на струнных инструментах. Стандарт тона — 440 Гц (и первая октава).

Акустическая единица измерения шаговых расстояний цент = 1/100 темперированного полутона. Порог различения изменения тона в центральном регистре составляет 5 центов.

Длительность

Продолжительность звука — это время, выраженное в ритмических единицах, в течение которого совершаются колебательные движения вибратора. Прямая зависимость. Продолжительность музыкального звука колеблется от 0,015-0,02 с до нескольких минут (звуки педального органа). В тактовой нотации (с 17 века) ноты указывают только относительную продолжительность звука, реальное значение которой зависит от времени.

Громкость

Интенсивность звука — это отражение в восприятии силы звука из-за амплитуды колебаний. Используемые в музыкальной практике обозначения динамических нюансов показывают не абсолютные значения интенсивности звука, а соотношение между их градациями: Forte (f) — громкий, громкий, фортепиано (p) — слабый, бесшумный; средний громкий (mf) умеренно высокий; в меру тихий полуэтаж (тп); фортиссимо (ff) очень крепкий; пианиссимо (пп) очень тихий; форте-фортиссимо (fff) чрезвычайно высока; фортепиано-пианиссимо (ppp) очень тихое. Реже встречаются 4, 5 ф или р.

Сразу тихо, сразу громко (сразу р, сразу f) — внезапно громко или тихо.

Крещендо (cresc.) — постепенное увеличение силы звука; убывающая, убывающая (тусклая, убывающая) — постепенно угасающая.

Колебания бывают двух типов: демпфирующие (т.е с амплитудой, которая постепенно уменьшается из-за сопротивления воздуха и внутреннего торможения — фортепиано, арфа, щипковые струны) и не демпфирующие (с постоянной или произвольно изменяемой амплитудой — орган, скрипка при игре смычком.). При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается до полного исчезновения (высота звука практически не меняется). С помощью устойчивых вибраций громкость можно варьировать в художественных целях.

Интенсивность звука (сила): отношение звуковой мощности, падающей на поверхность, к площади этой поверхности, измеряемое в Вт / м2. При экспоненциальном увеличении силы звука громкость увеличивается только в арифметике.

Звуки в жизни человека

Человеческое ухо очень чувствительно из-за эластичности барабанной перепонки. Пик слухового восприятия людей приходится на молодые годы, когда эта особенность слухового органа еще не утрачена, и человек слышит звуки с частотой 20 кГц. В пожилом возрасте люди независимо от пола хуже воспринимают звуковые волны — слышат только частоту не более 12-14 кГц.

Вместо вывода

Звук — основа любого музыкального произведения. Звуковые свойства, его характеристики позволяют создавать различные композиции. Существуют разные звуки в зависимости от высоты тона, продолжительности, громкости, амплитуды или тембра. Для создания произведений используются в основном музыкальные звуки, имеющие определенный тон.

Приемники звука

микрофоны
Так называемые устройства, которые воспринимают звуковую энергию, измеряют характеристики звуковой волны (давление, интенсивность, скорость и т.д.) и преобразуют ее в другую энергию. Для приема звука в различных помещениях используются:

  • микрофоны — для воздушного пространства;
  • геофоны — для восприятия звуков земной коры;
  • гидрофоны — для улавливания звука в воде.

Есть приемники естественного звука — слуховые аппараты для людей и животных — и техники. Когда упругое тело вибрирует, возникающие волны через некоторое время достигают слуховых органов. Барабанная перепонка вибрирует с частотой, соответствующей частоте источника звука. Эти колебания передаются в слуховой нерв, который посылает импульсы в мозг для дальнейшей обработки. Таким образом, у человека и животного возникают определенные звуковые ощущения.

Технические звуковые приемники преобразуют акустический сигнал в электрический. Благодаря этому звук передается на разные расстояния, может быть записан, усилен, проанализирован и т.д.

О неслышимых звуках

Что касается восприятия человеческого уха, различают ультразвук (с частотой выше 20 000 Гц) и инфразвук (ниже 16 кГц). Их называют неслышными, потому что органы слуха людей их не воспринимают. Некоторые животные слышат ультразвук и инфразвук; они записываются инструментами.

Особенностью инфразвуковой волны является способность проходить через другую среду, так как атмосфера, вода или земная кора плохо ее поглощают. Поэтому распространяется на большие расстояния. Источниками волн в природе являются землетрясения, сильные ветры, извержения вулканов. Благодаря специальным устройствам, улавливающим такие волны, можно прогнозировать появление цунами, определять эпицентр землетрясения. Есть и техногенные источники инфразвука: турбины, двигатели, подземные и наземные взрывы, выстрелы.

Ультразвуковые волны обладают уникальным свойством: они образуют направленные лучи, как свет. Они хорошо переносятся жидкостями и твердыми телами и плохо — газами. Чем выше частота ультразвуков, тем интенсивнее они распространяются. В природе он появляется во время громовых раскатов, в звуке водопада, дождя, ветра.

Некоторые животные воспроизводят его самостоятельно: летучие мыши, киты, дельфины и грызуны.

Введение

Чтобы правильно читать и писать, нужно знать слова, их значение и грамматику, то есть законы языка. Чтобы правильно сочинять музыку, играть ее или петь, вам необходимо знать теорию музыки. Поэтому преподавание теории музыки в основном направлено на подготовку к сочинению или исполнению музыкальных произведений.

В связи с тем, что музыка состоит из множества и разнообразных элементов, теория музыки делится на несколько частей (дисциплин), элементарную теорию, гармонию, полифонию, инструменты и изучение музыкальных форм.

Элементарная теория — это своего рода оригинальная музыкальная грамматика, которая должна давать студентам систематическую информацию о некоторых из наиболее важных элементов музыки. Как и вся теория советской музыки, элементарная теория основана на законах, сложившихся в реалистической народной и классической музыке.

Этот курс элементарной теории включает большую часть информации по написанию нот. Эта информация предоставляется по мере необходимости в различных частях курса по отношению к отдельным музыкальным элементам.

Глава 1

ЗВУК. ЕГО ВЫСОТА

§1. Звук

звук как физическое явление — это колебательное движение тела — источника звука (струна, столб воздуха в духовом инструменте, тарелке, мембраны и т д.), создающего звуковые волны (периодическое утолщение и разрежение в воздух).

Воздействие звуковых волн на органы слуха, которое передается через слуховой нерв в мозг, порождает ощущение звука. Ощущение, по определению В. И. Ленина, «есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Следовательно, источник звука, звуковые волны и функционирование слухового аппарата существуют объективно.

Общая цепочка явлений следующая: колебания источника звука — звуковые волны — воздействие звуковых волн на слуховые органы — передача раздражения, полученного слуховым нервом, в мозг.

В природе существует бесконечное количество звуков, воспринимаемых человеческим ухом, но не все звуки могут служить материалом для музыки.

Музыкальные звуки, в отличие от шумных, обладают особыми свойствами; они выбраны и организованы в определенную систему, сложившуюся в процессе светского развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальных мыслей и музыкальных образов.

Интересные факты

  1. Если верхний порог частот, воспринимаемых человеческим ухом, составляет 20000 Гц, нижний — 16 Гц. Инфразвук с частотой ниже 16 Гц, а также ультразвук (выше 20000 Гц) органами слуха человека не воспринимаются.
  2. ВОЗ установила, что человек может спокойно слушать любой звук громкостью не более 85 дБ в течение 8 часов.
  3. Чтобы человеческое ухо могло воспринимать звук, он должен длиться не менее 0,015 секунды.
  4. Ультразвук не ощущается, но ощущается. Если руку погрузить в жидкость, проводящую ультразвук, то возникнет острая боль. Кроме того, ультразвук способен разрушать металл, очищать воздух и разрушать живые клетки.

Другие характеристики

Амплитуда

Это функция, которая влияет на громкость звука. Амплитуда составляет половину разницы между максимальным и минимальным значениями плотности.

Спектральный состав

Спектр — это частотное распределение звуковой волны при гармонических колебаниях. Человеческое ухо воспринимает звук на основе частот, составляющих звуковую волну. Они определяют высоту звука: высокие частоты производят высокие тона и наоборот. Музыкальное звучание имеет несколько тонов:

  1. Фундаментальный — тон, соответствующий минимальной частоте из общей частоты, установленной для конкретного звука.
  2. Обертон — это тон, который соответствует всем остальным частотам. Есть гармоники с частотами, кратными основной частоте.

Музыкальные звуки одного основного тона различаются по тембру. Он определяется амплитудами и частотами гармоник, а также увеличением амплитуды в начале и в конце звука.

Интенсивность

Это название энергии, которая переносится звуковой волной в течение определенного периода времени по любой поверхности. Еще одна особенность напрямую зависит от интенсивности: объем. Он определяется амплитудой колебаний в звуковой волне. Что касается восприятия человеческими органами слуха, различают порог слышимости — минимальную интенсивность, доступную для человеческого восприятия. Граница, за которой ухо не может воспринимать интенсивность звуковой волны без боли, называется болевым порогом.

Это также зависит от звуковой частоты.

Тембр

В противном случае это называется цветом звука. На тембр влияют несколько факторов: устройство источника звука, материал, размер и форма. Тембр меняется из-за различных музыкальных эффектов. В музыкальной практике это свойство влияет на выразительность произведения. Тембр придает мелодии характерный звук.

Звуковой штамп

Источники

  • http://theory.solfa.ru/20-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA/1-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/
  • https://UchenikSpb.ru/kbase/zvuk-i-ego-svojstva/
  • https://schoolbalalaika.ru/%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D0%B2-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1/

Оцените статью
Теория музыки